Андрей * предлагает Вам запомнить сайт «Последние новости»
Вы хотите запомнить сайт «Последние новости»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Евросоюз наказал Литву, но пока очень мягко

развернуть

Евросоюз наказал Литву, но пока очень мягко

В прошлый понедельник Еврокомиссия приняла решение оштрафовать Литву на 27,82 млн. евро. Так завершилась многолетняя тяжба прибалтийских лимитрофов из-за демонтажа железнодорожного полотна на литовском участке дороги между городом Мажейкяй и латвийским Реньге. Эксперты, впрочем, не считают назначенный штраф финалом этой истории. Штраф Еврокомиссии даёт теперь основание латвийским предприятиям, пострадавшим в результате действий литовских железнодорожников, подать иски для возмещения понесённого ущерба.



Евросоюз наказал Литву, но пока очень мягко

Десять лет без права проезда

Началось всё в уже далёком 2008 году. Под предлогом ремонта дороги Lietuvos geležinkeliai («Литовские железные дороги») разобрали почти двадцать километров железнодорожного полотна в приграничной зоне между Литвой и Латвией. Дорогу здесь вместе нефтеперерабатывающим заводом в городе Мажейкяй построили ещё в советские годы. По ней с НПЗ поставлялись нефтепродукты в соседние Латвию и Эстонию, а через их порты — на экспорт.

Собственно с Мажейкяя эта история и началась. Завод в постсоветский период контролировали дочерние структуры российской нефтяной компании ЮКОС. После её банкротства в борьбу за НПЗ включились «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. Литовские власти российским компаниям предпочли польскую PKN Orlen. Ей в 2006 году за скромные $1,492 млрд. продали завод, способный перерабатывать в год до 12 млн. тонн нефти.

Поляки литовский жест до конца не оценили и под предлогом сокращения транспортных расходов объявили о планах перенаправить свои грузы из литовских морских портов в латвийские. Lietuvos geležinkeliai среагировала оперативно и разобрала без малого двадцать километров железнодорожного полотна. Соседям объяснили — ремонт.

Доверчивые латыши литовскую версию приняли за чистую монету и терпеливо ждали окончания ремонта. Через три года ожидания в Риге, наконец-то, осознали, что литовцы их попросту дурят, закрыв дорогу в латвийские порты не только нефтепродуктам из Мажейкяя, но также сопутствующим грузам, включая транзитные белорусские.

Первым начал действовать PKN Orlen. В 2011 году польская компания обвинила Lietuvos geležinkeliai в нечестной конкуренции (литовские железнодорожники, пользуясь случаем, подняли тарифы для поляков аж на 30%) и пожаловалась на неё в Еврокомиссию. Начались долгие разбирательства.

В Литве слабость своей позиции почувствовали и начали предлагать компромиссы. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис пообещал полякам снизить тарифы на перевозки . Взамен этого они должны отказаться от требования восстановить участок железной дороги Мажейкяй — Реньге.

Предложенный компромисс привёл в чувство латышей. В Риге поняли, что литовцы дорогу демонтировали сознательно, и Вильнюс ничего не собирался ремонтировать или восстанавливать. Так железнодорожная история получила новое межгосударственное измерение. Это заставило Еврокомиссию в 2013 году начать предметное изучение дела о недобросовестной конкуренции. На горизонте Литвы забрезжил штраф в размере 43 млн. евро.

Первые итоги разбирательства обозначились только нынешней весной. Антимонопольное расследование под руководством еврокомиссара по делам конкуренции Маргрете Вестагер пришло к выводу о виновности Lietuvos geležinkeliai. «Это неприемлемо и беспрецедентно, что компания разобрала государственную железную дорогу ради защиты себя от конкурентов», — сделала Вестагер заявление для СМИ.

Вину «Литовских железных дорог» предварительно оценили в 35 млн. евро — 10 процентов годового оборота компании. Ещё 20 млн. евро предстояло вложить в восстановление демонтированного участка железной дороги. Однако даже эту кару эксперты сочли незначительной по сравнению с тем доходом, который получила Литва за десять лет «конкурентного преимущества», когда грузы вместо латвийских и эстонских портов шли в литовские Клайпеду и Вентспилс.

Окончательное решение, как видим, стало для Литвы ещё более благоприятным. Наблюдатели сочли это заслугой литовского президента Дали Грибаускайте. Её политический вес в Евросоюзе несколько выше, чем у коллег-соседей. К тому же Грибаускайте сделала всё, чтобы дистанцироваться от действий железнодорожной компании.

Больше того, президент Литвы дала поручение своему правительству «принять решения относительно существенных преобразований в государственном предприятии Lietuvos geležinkeliai. Смысл этих преобразований с одной стороны заключался в усилении правительственного контроля за проштрафившейся компанией. С другой — в активизации работ по проекту Rail Baltica — строительству скоростной железнодорожной магистрали от Таллина до границы Литвы с Польшей. Говорят, в Еврокомиссии оценили старание литовского президента.

Внешние условия диктуют правила поведения

Есть, меж тем, и другая точка зрения. Еврокомиссия просто не решилась серьезно наказывать Литву. Прежде всего, в силу слабости литовской экономики, бреши в которой закрывают своими субсидиями и грантами структуры Евросоюза. Достаточно сказать, что в нынешнем году только из трёх фондов ЕС (Фонда регионального развития ЕС, Фонда сплочения и Европейского социального фонда) в Литву придёт без малого миллиард евро.

Для бюджета страны в 8,5 млрд. евро сумма получается очень приличной. Но даже помощь ЕС не решает текущие литовские проблемы. В 2017 году дыра дефицита в бюджете Литвы разрослась до 558 млн. евро. Стране катастрофически не хватает денег. Иногда это проявляется достаточно комично.

В августе издание Lietuvos žinios поделилось печалькой, что с начала года литовский Центр изучения геноцида и сопротивления жителей страны не может найти специалиста, способного подсчитать «размер ущерба, причиненного стране советской оккупацией». Причина в том, что не находится желающих делать эту работу за среднюю зарплату по стране. Предложить другие условия у Центра нет финансовых возможностей.

Тема «возмещения ущерба от советской оккупации» возродилась в умах литовских властей не случайно. Лет двадцать назад межведомственная правительственная комиссия Литвы уже называла примерную сумму этого «ущерба» — 20 миллиардов долларов. По времени вывод правительственной комиссии совпал с принятием программы вывода из эксплуатации построенной Советским Союзом Игналинской АЭС.

Станция давала Литве дешевую электроэнергию и возможность зарабатывать на экспорте обогащённого урана и излишка электричества. Но Еврокомиссия настояла закрыть АЭС из-за её «экологической опасности». Говорят, на фоне этого события Литве порекомендовали не поднимать до времени вопрос «о возмещении советского ущерба». Формальную причину нашли в «некорректности расчётов» комиссии, которая не учла «всю тяжесть оккупации».

Сегодня старым претензиям пытаются придать новую жизнь. Эксперты называют две причины. Во-первых, за годы благоденствия в семье европейских народов экономика Литвы просела так, что в стране из-за оттока трудоспособного населения на заработки в Старую Европу началась депопуляция населения.

Кроме того, в связи с Brexit еврочиновники уже предупредили прибалтийских лимитрофов, что после 2020 года финансирование их стран будет резко сокращено. Придётся жить практически на свои средства. В Вильнюсе такого не было за всё послевоенного время. Раньше в Литву вкладывался Советский Союз. Теперь здесь живут на европейские деньги, и на ресурсах предприятий, доставшихся нынешней власти в наследие от СССР. И это не фигура речи.

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич подсчитал, что доходную часть бюджета Литвы почти на треть обеспечивают два уникальных предприятия — Клайпедский порт и Мажейкяйский НПЗ. Оба достались в наследство от СССР. Причём, Мажейкяйский завод был последним НПЗ, построенным в советское время. Его отличает глубокая переработка нефти, самые лучшие для того времени технологии, импортное оборудование.

Клайпедский порт выделялся в числе других современным нефтяным терминалом, крупной морской железнодорожной паромной переправой и причалами, общая протяженность которых почти 25 километров. Сегодня через Клайпеду и Вентспилс переваливаются не столько литовские грузы, сколько транзитные — главным образом, белорусские (порядка 10 млн. тонн). Президент Александр Лукашенко как-то хвалился, что за счёт Белоруссии формируется до 30% бюджета Литвы.

Пример с белорусскими грузами показывает зависимость Литвы от внешних условий. Эксперты считают, что эта зависимость будет только нарастать. Так что Вильнюсу ещё придётся работать локтями, отталкивая соседей в острой, не всегда корректной конкурентной борьбе. По всему выходит, нынешняя ссора между прибалтийскими соседями отнюдь не последняя…

Геннадий Грановский

via

 


Источник →

Опубликовано 12.10.2017 в 17:01
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии ВКонтакте
Второй период распада Украин…

Второй период распада Украины начался

26 сен, 05:11
+26 11
Савченко – конец? Порошенко …

Савченко – конец? Порошенко устраняет конкурентов

25 сен, 20:03
+1 8
Израиль угодил в яму, котору…

Израиль угодил в яму, которую копал Сирии

25 сен, 10:25
+23 23
«Пенсионную систему будут св…

«Пенсионную систему будут сворачивать»

25 сен, 11:04
-25 52
Терпение России кончилось! Э…

Терпение России кончилось! Экстренное заявление Шойгу: Настало время долгожданного ответа за гибель наших…

24 сен, 14:49
+30 40
Россия и Израиль: две разные…

Россия и Израиль: две разные версии событий в Сирии

25 сен, 06:57
-9 19
Русские С-300 в Сирии: Израи…

Русские С-300 в Сирии: Израиль в ужасе, Америка - в бешенстве

25 сен, 15:53
+29 11
Путин уничтожил Силуанова

Путин уничтожил Силуанова

15 сен, 21:00
+73 101
В Вашингтоне расстроились, ч…

В Вашингтоне расстроились, что Россия нигде не помогает США

25 сен, 15:55
0 1
Израиль предупредил РФ относ…

Израиль предупредил РФ относительно поставок Сирии С-300

25 сен, 11:15
0 2
Почему Путин простил Турции …

Почему Путин простил Турции ранее сбитый СУ-24, а теперь простит Израилю сбитый ИЛ-20 в Сирии

23 сен, 05:31
+14 36
Удар по Идлибу: почему Эрдог…

Удар по Идлибу: почему Эрдоган вдруг резко переметнулся?

14 сен, 01:36
+26 64

Последние комментарии

Андрей Викторов
Vladimir Lioubimcev
А русские, проживающие на Украине, тоже "сами винговаты"?
Vladimir Lioubimcev Второй период распада Украины начался
Василий Баранов
Быстрей бы.
Василий Баранов Второй период распада Украины начался
Vladimir Lioubimcev
Точно.
Vladimir Lioubimcev Второй период распада Украины начался
Zoia Goldshtab (Сабгир)
Вы все правы, ребята! Так и должно быть! Так и будет!
Zoia Goldshtab (Сабгир) Второй период распада Украины начался