Лукашенко начал прощаться с Россией в стиле Порошенко

Но, как  говорит  Джеймс Бонд — «никогда не говори никогда»

Лукашенко начал прощаться с Россией в стиле Порошенко

Известно, что «правительство Белоруссии в долгах и давно не в состоянии обслуживать внешние заимствования иначе, чем через новые долги, которые идут на погашение старых — и основным кредитором Белоруссии традиционно выступает Россия. По данным Минфина Белоруссии, государственный долг республики на 1 августа составил 42,1 млрд белорусских рублей, что эквивалентно $20,5 млрд. В том числе внешний госдолг оценивался в $16,5 млрд» (1, ред.)

Известно также, что Лукашенко приспособился брать у нас по очень низкой цене нефтепродукты, перерабатывать их и продавать на Запад и бывшую Украину (кстати, этим дополнительно поддерживая крайне враждебный России киевский режим). И при этом  показывает себя очень самостоятельным, не желая поддерживать наши внешнеполитические действия и инициативы. То есть когда ему надо, он вспоминает о Союзном государстве, но в основном чувствует себя «крутым» начальником в своём «удельном княжестве». 

Спору нет — если ты такой крутой и самостоятельный, то показывай результаты своей экономики, живи по этим результатам. Но дело ещё и в том, что «бацьке» нравится быть этаким народным заступником, популистом, продолжающим  сохранять социальность белорусского государства почти на уровне Советского Союза при недостаточно высокой для этого эффективности местной экономики.

   Поэтому и приходится «химичить» с нефтью и санкционными западными продуктами, поддерживать вражескую России бывшую Украину не только нефтепродуктами, но даже оружием (по крайней мере, грузовиками для военных целей, тягачами для ракет, и так далее), нарушать общие договорённости по блокированию прибалтийских морских портов.

При всём-при этом Лукашенко ещё имеет наглость требовать внутрироссийские цены на те же нефтепродукты — видимо, настолько привык делать у себя всё, что угодно, что «потерял нюх», изначально весьма ему присущий. Долги ведь растут, уровень жизни народа ухудшается, а выборы  президента Белоруссии приближаются. А вот общественный консенсус насчёт продолжения правления Лукашенко совершенно уже не тот, что был раньше (хотя, конечно, пока речь не идёт о том, что на следующих выборах он потеряет власть).

Чуть раньше я писал: «теперь через «не могу» местных элит можно и нужно сделать так, чтобы стало не просто хорошо, а вообще супер. То есть пора начинать писать «предложение, от которого невозможно отказаться» — реализации которого давно уже хочет народ и совсем не хочет понятно кто в Белоруссии и на Западе» (2).

«Как известно, раньше должников бросали в яму, пока они не придумают, как отдать долг. Власти Белоруссии уже частично пришлось поделиться властью — Михаил Бабич, похоже, не только посол, а ещё и с некоторыми функциями Генерал-губернатора. Но всё идёт к тому, что этой властью придётся поделиться существенно, то есть более ощутимо. А будет ли это реальное, как когда-то и задумывалось, Союзное государство России и Белоруссии, или Белорусский Федеральный округ — это уже детали» (1).

Но если с вышеуказанными функциями нашего Михаила Бабича в качестве Генерал-губернатора не так всё однозначно (похоже, здесь у меня получилось больше выдать желаемое за действительность, чем это есть на самом деле), но жизнь, политическая ситуация всё больше подсказывают «бацьке» необходимость давно обещанной, уже реальной интеграции. А поскольку делиться, тем более, ощутимо терять власть, очень не хочется , поэтому у Лукашенко и наблюдаются всё учащающиеся истерики.

Только в качестве такой истерики я могу расценивать новости в тексте «Лукашенко сказал «последнее прощай» объединению с Россией» (3)

Конечно, Лукашенко  не могло понравиться то огромное количество публикаций о слиянии с Россией,  которые в последнее время появились в российских СМИ. Поэтому он и «назвал их  «притянутыми за уши». Одновременно он предупредил Москву – она может потерять единственного западного союзника. Что заставило «батьку» после долгих и тяжелых переговоров вновь разразиться резкими заявлениями? Возможно, дело не только в экономических трениях, но и в боязни того, что «Кремль готовит преемника» на выборах 2020 года?» (3).

И дальше: «Мы с президентом России однозначно определили, что сегодня в повестке дня такого вопроса нет – об объединении», – объявил Александр Лукашенко в четверг. Заявление, которое в соцсетях уже назвали последней точкой в разговорах о слиянии Белоруссии и России, прозвучало на совещании по социально-экономическому развитию республики на 2019 год».

«Нет равноправной основы – нет союза, – передавало слова «батьки» официальное информагентство БелТА. – Все должно происходить на равноправной основе, и на это должна быть воля двух народов – Российской Федерации и Белоруссии…» (там же, ред.)

От себя скажу, что я бы так уж словами о «воле народов» не бросался. Потому что если поставить вопрос о дальнейшей судьбе Белоруссии на референдум, ещё неизвестно, что бы они ответили — не взирая на усилившуюся в последнее время государственную, в том числе пропаганду (даже с элементами националистической).

А насчёт «спекуляций о «присоединении Белоруссии к России» — на деле Москва предложила партнерам вспомнить о договоре о Союзном государстве, который Лукашенко и Борис Ельцин подписали в 1999 году» (там же). За который в своё время так ратовал Лукашенко, строя иллюзии, что встанет во главе объединённого государства.

Причём «лидер страны-партнера по Союзному государству отнюдь не впервые позволяет себе жесткие заявления в адрес Москвы. Предыдущая серия прозвучала в конце 2018 года, накануне переговоров с Владимиром Путиным. Тогда, напомним, Лукашенко сказал, что Россию больше нельзя называть братским государством. По итогам переговоров стороны предпочли ограничиться молчанием. После встречи Путина и Лукашенко было объявлено: Москва и Минск договорились о создании рабочей группы по интеграции. Но – судя по нынешним угрозам в адрес Москвы – складывается впечатление, что пока работа группы буксует».

Заметим, что помимо общения Лукашенко с чиновниками в четверг имело место и другое любопытное событие. Глава ЦИК Белоруссии Лидия Ермошина обнародовала даты выборов в республике: президентские выборы пройдут не позже 30 августа 2020 года. Нынешний год оказывается для Лукашенко предвыборным».

Конечно, «влияние оппозиции пренебрежимо мало. Куда серьезнее боязнь того, что якобы «Москва готовит преемника» Лукашенко, более договороспособного, нежели «батька». Слухи об «операции «Преемник» ходили в канун выборов 2010 года и вновь возникли в конце 2018-го. Понятно, до выборов далеко, оппозиционеры вряд ли помешают Лукашенко избраться на шестой срок в 2020-м. Но «батька» явно заинтересован в сохранении и упрочении имиджа сильного лидера, главного защитника белорусского суверенитета, которого не может «нагнуть» Москва. Этим, похоже, и объясняется предостережение (или угроза) Лукашенко, озвученное на все том же совещании».

Говоря о налоговом маневре в «нефтянке», о котором стороны ведут долгие тяжелые переговоры, Лукашенко резко перевел этот экономический вопрос в политическое русло. «Не надо считать, что это (отсутствие договоренностей с Россией) катастрофа. Если изберет руководство России такой путь движения и потерю единственного союзника на западном направлении, это их выбор. Мы же их заставить не можем», – подчеркнул Лукашенко.

Конечно, опять шла речь насчёт «открыть альтернативную поставку нефти». Лукашенко, словно какой-то доморощенный, «колхозный шантажист», время от времени пытается испугать Россию,  начиная договариваться о поставках нефти с Казахстана, то с Азербайджана,  то с Ирака, то с Венесуэлы… Понятно, что все эти поставки оказываются дороже или существенно дороже нефти российской, но «бацька» деятельный, он не сдаётся. Сейчас он говорит о поставках нефти  «в Белоруссию через порты стран Прибалтики» (там же).

Понятно также, что это опять намёки, что Белоруссия «может повернуться лицом к Западу», а другим соответствующим местом к России, но «что касается определения геополитического курса Белоруссии, то, видимо, следует ожидать апрельского послания Лукашенко парламенту, где с большой вероятностью будут провозглашены принципы, по котором Белоруссия будет жить после 2020-го» (3).

Тем более, что «эксперты предсказали Лукашенко фиаско на американском направлении» (4).

Известно, что недавно  «власти Белоруссии сняли ограничение на число американских дипломатов, которым позволено работать на территории республики. Это большой шаг. Это начало оттепели», – отметил дипломатический источник.

Но «это просто попытка поиграть на противостоянии Москвы и Вашингтона», – отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов: «Это может быть инструмент давления на Москву, но не очень серьезный»

Дмитрий Абзалов напоминает: российский рынок крайне важен для Белоруссии, а торговый оборот с США ничтожен – «ни машиностроение, ни сельское хозяйство, ни даже минеральные удобрения Белоруссии не интересны Вашингтону». Стратегические активы Лукашенко продавать не собирается, считает Абзалов, тем более под внешний контроль, поэтому ему нечего предлагать – «получить бесплатные средства от Трампа будет очень странным решением».

Да, «в Минске по-прежнему мечтают о западных инвестициях. В ноябре прошлого года белорусский президент подписал указ о привлечении внешних государственных займов, на общую сумму, эквивалентную 2 млрд долларов. Но Трамп явно не будет тратить два миллиарда на Белоруссию при том, что ему самому не дают четыре на стену с Мексикой, отмечает Абзалов.

«Таможенный союз – важнейший фактор для Белоруссии, а российский рынок эта республика в принципе не сможет заместить», – считает эксперт.

Но в любом случае, эти заявления следует рассматривать в контексте того торга, который Белоруссия ведет с Россией» (4, ред.)

А вообще же, возвращаясь к предыдущей теме, когда «Лукашенко сказал «последнее прощай» объединению с Россией», вспоминается другой герой с украинской фамилией, Порошенко, который просто «задрал» уже постоянными прощаниями с нами. А насчёт возможного объединения — в нашем едином русском правильно говорят: «Не зарекайся!»  Или, как замечает герой столь любимого в последнее время Лукашенко Запада агент 007 Джеймс Бонд: «Никогда не говори никогда»…

Не хотелось бы, чтобы Лукашенко в своём заигрывании с Западом пошёл по тому же пути, что и его украинский визави. Вроде бы, Лукашенко и довольно здравомыслящий, и пример бывшей Украины и подобных же заигрываний очень показательный, но он может переоценить своё умение манипулировать западными «партнёрами».

Ведь Запад, для которого в приоритете польза, а не справедливость, в деле обмана остаётся непревзойдённым. Тем более, лично мне кажется, что у Лукашенко есть ещё одна нехорошая черта — он жутко упрямый, просто до глупости. А это, как известно, уже эмоциональная зависимость, на этом тоже вполне могут сыграть враги. 

Вообще же, по-видимому, российской власти необходимо продолжать жёстко вести свою линию, и вообще разобраться  с этим Союзным государством — или мы продолжаем интеграцию, со всеми присущими этому процессу взаимными преференциями, экономическими и политическими, или просто взаимовыгодно сотрудничаем, без «футбола в одни ворота». По поводу же долгов — лучше вообще поставить вопрос об их  переводе в соответствующую белорусскую собственность.

А ещё  необходимо очень чутко «держать руку на пульсе» — и на уровне межправительственного общения, и обыденных контактов, и спецслужб —  чтобы и не потерять ранее вложенные в Белоруссию деньги, и не допустить повторения украинского варианта превращения братской республики во врага, в очередную марионетку Запада… 

                                                           

источник