Последние новости

32 129 подписчиков

Свежие комментарии

Улетели…они улетели так, чтобы не вернуться

Улетели…они улетели так, чтобы не вернуться

На прошлой неделе была годовщина одной совершенно эпической истории, про которую все забыли, даже если кто и знал. 13 февраля 2021 года исполнилось 29 лет со дня угона шести Су-24 из состава 6 БАП ( г. Староконстантинов, Украина) в Шаталово (Россия). Вместе с самолётами было похищено знамя полка (вывезено в Россию на автомобиле).

Четыре СУ-24 из состава 6 БАП, базировавшегося в г. Староконстантинов на временно оккупированной Украиной территории, под управлением лётчиков, верных присяге и видавших вышеупомянутую Украину в гробу в жовто-блакитных тапочках, ушли в сторону России, где благополучно и приземлились на территории авиабазы Шаталово. Вместе с самолётами с будущей территории безумия было эвакуировано знамя полка, вывезенное на машине одного из офицеров.

Вот как описывает процесс принуждения к переприсяганию Украине один из свидетелей: «Приехало много телевизионщиков из Львова, представителей католической церкви, националистов, ещё какой то братии и привезли с собой обыкновенное жёлто-голубое знамя Украины. Данные представители всё пытались с командиром обговорить сценарий принятия присяги. Но он сказал, что он здесь ещё командир и нечего ему указывать, что и как, вот попрощается полк со своим знаменем, а там делайте что хотите.

Естественно: «Равняйсь! Под знамя — смирно!» Внесли знамя, пронесли перед полком и на правый фланг. Командир перед строем поблагодарил всех за службу под этим знаменем, от нашего имени поцеловал его.

Местные хотели пристроить своё знамя рядом с полковым, но знамённый взвод быстренько их оттеснил. Потом мы сняли головные уборы, один командир отдавал честь знамени и его унесли! Потом командир сказал, что те, кто будет принимать присягу, должны оставаться на месте, а остальных он не задерживает.»

Я так понимаю, что этот или подобный случай был взят за основу знаменитого эпизода из фильма «72 метра». Одновременно со взлётом самолётов (кстати, изначально взлетели 7, трое по разным причинам в последний момент очканули идти на прорыв) начальник штаба полка подменил полковое знамя красным вымпелом за успехи в боевой и политической подготовке, сел в свою машину и укатил в сторону границы. История безумно интересная, и заслуживающая экранизации уж точно.

А в реале самолеты тоже угоняют. Как и автомобили. Не так часто, но — бывает. И не только пассажирские лайнеры, а и грозные боевые машины. В мировой авиации явление известно как скай- или хайджекинг. По-простому — воздушное пиратство. Но случались в авиации эпизоды, имевшие противоположный исход. За давностью о нем порядком подзабыли, а кто помоложе, и вовсе не слышал.

Тогда же в 1992 году, на заре становления независимости Украины, ЧП стало просто бомбой. Было от чего: взлетев со Староконстантиновского военного аэродрома в Хмельницкой области (в просторечии сокращенно — Старкон, Старое), экипажи сразу шести бомбардировщиков Су-24 несанкционированно пересекли границу с Россией и приземлились на авиабазе Шаталово, недалеко от Смоленска. В общей сложности “угонщиков” было 13 — по два человека в каждом экипаже (летчик и летчик-штурман), а в Шаталово их ожидал еще один старший офицер, который накануне вывез из Старкона знамя полка.

С 12 на 13 февраля шесть боевых бомбардировщиков СУ-24М из авиаполка, дислоцированного возле города Староконстантинова Хмельницкой области, выполняя учебные тренировочные полеты, вдруг отключили связь с землей, взяли курс на север и приземлились близ города Шаталово Смоленской области в России. Расположение воинской части на территории Украины покинули 12 человек, среди которых пять полковых командиров разного ранга, в том числе и начальник штаба полка, который прихватил с собой полковое знамя, за сохранность которого нес персональную ответственность.

Подробности от украинского очевидца: “Сбивать наших никто бы не стал…”

Михаил Сергиенко (фамилия по его просьбе изменена) служил в начале 90-х в Старконе, и тот ночной вылет прекрасно помнит до сих пор. Вот его интерпретация событий:

— В ночь на 13 февраля 1992 года шли плановые тренировочные полеты. Ничего необычного. Все как всегда. Но через какое-то время после вылета шестерка бомбардировщиков Су-24, которой командовал заместитель командира дивизии полковник Черный, вдруг как по команде отключила радиосвязь с землей, изменила курс и направилась на север к границе с Белоруссией. Не один самолет, не два — все шесть!

На экранах радиолокаторов КДП (контрольно-диспетчерского пункта) и Центров управления воздушным движением непонятные, ничем не предусмотренные и ни с кем в Старконе не согласованные маневры, естественно, были сразу зафиксированы. Несколько раз пытались запросить экипажи — в ответ молчание. Только однажды прорвался голос замкомдива: на вопрос — “Куда следуете?”, тот отрезал: “Скоро сами узнаете!”. И связь оборвалась…
На уточнение, можно ли было в той острой ситуации поднять самолеты на перехват угонщиков или, скажем, применить средства поражения с земли, Сергиенко отрицательно качает головой:

— Поначалу вообще не было понятно, что это угон — предполагали, машины сбились с курса, отказали приборы, возникли какие-то технические неполадки, но если бы Черный по рации и сообщил о намерении уйти, сбивать наших “бомберов” никто бы не стал, такое в голову не могло прийти — боялись провокаций. Су-24 — машина скоростная, за минуту преодолевает огромные расстояния. К тому же способна лететь на предельно малых высотах. По прямой из Старкона до Смоленска — что-то около 700 км. Для такого самолета — пустяки. Короче, на согласования ушла бы куча времени. Вполне хватило бы и до Москвы…

Между тем при подлете к украинско-белорусской границе шестерка подвернула правее, обогнула ее (видимо, решили не рисковать, чтобы не нарваться на систему ПВО “сябров”), приблизилась к российской и… вскоре самолеты один за одним штатно сели в Шаталово. Там, прямо на летном поле, уже был выстроен личный состав местной войсковой части, а начальник штаба Староконстантиновского полка подполковник Криштопа торжественно вручил “перебежчикам” боевое знамя, заблаговременно вывезенное им же в Смоленск, только не самолетом, а легковушкой.

— Вот так выглядела эта военно-политическая мелодрама, — с горечью признается Сергиенко. — Неприятно, конечно. Но факты — вещь упрямая. А данный факт имел место быть. Офицер добавляет, что через несколько дней в полку, где служили угонщики, прошло собрание. Его участники дали принципиальную оценку случившемуся, заявив, что “силой никого не принуждали служить народу Украины”. Те же, кто хотел перевестись в другое место службы, включая Россию, мог сделать это “и без хулиганского демарша, который нанес большой моральный урон украинской армии”.

С летчиками, угнавшими бомбардировщики, понятно. А как уезжали семьи перебежчиков? Сергиенко говорит, что за ними в Старкон из России прибыли шесть армейских грузовиков и автобус. В КамАЗы погрузили имущество, в автобус сели жены и дети. И уехали — тихо, без долгих проводов, слов прощания и слез. По другой информации – за семьями прилетел борт из России и увёз всех.

— Вооруженные силы, ВВС Украины только-только начинали формироваться, люди определялись с дальнейшей службой, сомневаясь, оставаться и дальше здесь или уезжать, были на распутье, не знали, как поступить, что будет с семьями, — поясняет Сергиенко. — Официально предоставили каждому 10-дневный отпуск, чтобы окончательно решить, продолжать служить здесь либо съездить на родину, в ту же Белоруссию, Россию, другие регионы бывшего СССР, привезти оттуда ходатайство и перевестись, ничего не теряя… Люди разъехались. Полковник Черный, как потом оказалось, отправился в Россию, откуда родом. Каким-то образом пробился на личный прием к Дейнекину, доложил о желании вернуться из Украины домой, добавив, что он не один такой, есть и другие. После этой беседы, по некоторым данным, якобы и родился план угона. Тогда же обсуждались детали похищения знамени полка…
— Во все времена знамя — святая святых, — говорит Сергиенко. — В случае его утери часть подлежала расформированию…

В нашей истории этого не произошло. Как раз упорядочивались новые штатные структуры, готовились переименования, со старой, советской, — на национальную, украинскую, менялась символика… Знамя, за которое, кстати, отвечал тот самый начальник штаба полка Криштопа, лежало свернутым в секретке (секретной части. — Авт.). Не понадобилось ни больших усилий, ни конспирации забрать его оттуда, спрятать и вывезти. Что он и сделал на личной “восьмерке”. А потом дожидался остальных сослуживцев в Шаталово… поступок офицеров объясняют нежеланием служить в “жовто-блакитном” войске, что подтвердил и один из участников перелета, заявив, что вторично присягать никому не намерен.

Вот такое время было. Вот такая история

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх