План Путина: Что будет через десять лет

20 декабря 2020

План Путина: Что будет через десять лет

План Путина: Что будет через десять лет

 

– Вы сказали, что никогда не было так тяжело, как сейчас. Но было. В 2000 году за чертой бедности жило 29% населения. Ниже прожиточного минимума. Почти треть страны. Каждый третий жил на доходы ниже прожиточного минимума, за чертой бедности. Мы в 2017 году вышли на планку где-то 12,3% живущих за чертой бедности. Сейчас, к сожалению, из-за всех этих проблем эта планка приподнялась до 13,5%. И это, конечно, много, это около 20 млн человек, это всё равно очень много. Вы говорите – есть ли план? Да, конечно, план есть. Это одно из основных направлений деятельности – снижение количества людей, живущих за чертой бедности. Поэтому я поговорю на этот счёт поподробнее. Во-первых, план такой. К 2030 году уйти с 13,5% до 6,5% людей, уровень доходов которых ниже прожиточного минимума. Это плохо, конечно, что и 6,5% сохранится, но мы должны исходить из реалий. Это реалии, я считаю. Цель амбициозная, но реальная. Это первое.

Теперь по поводу цен. Конечно, где-то цены растут объективно. Связано это с ростом, допустим, стоимости комплектующих в связи с курсовой разницей. Это неизбежно. Некоторые товары мы собираем, а значительная часть комплектующих стала дороже. Мы закупаем их за большее количество рублей, потому что рубль немножко просел.

Но там, где это не связано с объективными обстоятельствами, это не может не вызывать соответствующей острой реакции. Вот это, честно говоря, меня задело. Потому что, скажем, при том, что у нас урожай рекордный (за последние 6 лет у нас рекордный урожай, и в этом году он будет 131 млн тонн, а может быть, и 134), хлеб растёт в цене, макароны в цене растут. Это что такое, это с какой стати-то? Это первое.

Второе – сахар. Мне когда-то говорили: надо прикрутить нам тростниковый сахар, надо поддержать своих производителей. Мы разными способами это сделали. Но не для того, чтобы создавать дефицит на внутреннем рынке. Министр мне что сказал? Для внутреннего потребления достаточно. И в то же время как это достаточно, если на 75% рост цен произошёл? Или по подсолнечному маслу на 17. Что, у нас семечек нет? Достаточно.

А почему происходит? Потому что на мировых рынках выросла цена, на внешний рынок пошло значительно больше, и начали внутренние цены подтаскивать к общемировым, что совершенно недопустимо. Именно поэтому у нас такой жёсткий разговор и был. Правительство отреагировало.

Здесь главное, чтобы не перегнули палку, не пережали с административными мерами. Надо было своевременно это делать более рыночными. Просто разные таможенные пошлины надо было скорректировать, вот и всё, делов-то куча. Все знают, эти инструменты хорошо известны, надо было только вовремя реагировать на это. Надеюсь, что это произойдёт. Сейчас подписаны соглашения между производителями и сетями. Производители снижают определённый объём, и сети должны в рознице показать нам это снижение по базовым продуктам питания.

На цены, конечно, надо смотреть внимательно. И будем, безусловно, это делать. Надеюсь, что эта реакция будет в течение ближайших нескольких дней, нескольких недель – это уж точно.

Теперь по поводу того, что можно, нужно и что мы делаем, для того чтобы людям помочь в этот сложный период времени. Во-первых, в связи с тем, что подросла безработица с 4,7% до 6,3%, мы существенно повысили пособия по безработице. Это всем хорошо известно. Но самая тяжёлая ситуация, конечно, складывается у семей с детьми. И здесь у нас выстроена целая программа поддержки семей с детьми — от 0 до 1,5 лет, от 1,5 лет до 3 лет и от 3 до 7.

…О «мусорной» реформе

– Я не думаю, что эта реформа тормозит. Достаточно много вопросов, связанных с организацией самого производства. Но реформа сама по себе двигается. Здесь у нас несколько задач перед нами стоит крупных. Первое. Нам нужно создать соответствующую отрасль производства, замкнутый цикл производства, когда отходы не идут на полигоны, а они используются в других видах производства. Это первое.

 

Второе. Нам нужно добиться нормальной сортировки с тем, чтобы к 2030 году у нас всё распределялось по соответствующим сегментам этих отходов и соответствующим образом перерабатывалось. На сегодняшний день одна из задач, которая стоит перед организаторами всей этой работы, заключается в том, чтобы добиться такой расширенной ответственности между производителями продукта и упаковщиками продукта. С тем, чтобы перенести нагрузку за утилизацию не на граждан, а на производителей этих упаковочных изделий. В принципе, это практика, которая выстроена практически повсеместно, во всем мире. И мы будем придерживаться именно этой практики.

У нас, скажем, в автопроме введён такой утилизационный сбор. И ничего, нормально. Во всём мире он работает. И в нашей стране работает. То же самое нужно делать по этим направлениям.

– Если говорить об экологии, мы сейчас занимаемся тем, чтобы выстроить систему датчиков по стране в тех местах, где загрязнители особенно активно работают. И по центрам металлургического производства это будет делаться в первую очередь, в том числе, не в том числе, а делаться это будет за счёт как раз производителей.

…О дистанционном образовании

– Надо разделить онлайн-образование в школах и в высших учебных заведениях – институтах и университетах. У нас по стране 39,9 тысячи школ. И только 2% из них работает в онлайн. Часть небольшая – на смешанной системе. Большая часть – в обычном режиме. В высшей школе в основном всем рекомендовано перейти на систему онлайн-образования.

Что касается школ, то у меня много записок по поводу технологической готовности к этой системе. Конечно, проблемы есть. Это касается железа так называемого. Далеко не у всех есть компьютерное оборудование. Есть сложности с подключением к интернету, даже к телефонам. Есть такие сложности. Особенно в небольших населённых пунктах. Что мы собираемся делать?

В 2021 году все школы Российской Федерации должны получить доступ к скоростному интернету. Часть уже сейчас оборудована, в 2021 году должны быть все.

– Прямого общения онлайн-система не заменит и, наверное, в чём-то есть плюс, когда есть возможность послушать светил мировых в науке. Ну а в текущей работе, может быть, в чём-то и страдает. Поэтому лучше всего, конечно, когда это смешанная система. Но есть ещё один аспект, он очень чувствительный, я знаю, что и студенты на это обращают внимание, в некоторых случаях даже в суд обращаются. Мы платили за образование в нормальном режиме, а в онлайне у нас там качество падает и так далее. Я понимаю, что они имеют в виду. Я как бы в известной степени разделяю их отношение к этому вопросу. Но есть и другая сторона этой медали. Если преподаватель, профессор читает лекции Х часов, он что в офлайн читает, что онлайн читает, он всё равно это читает.

…О возможности «рывка» после пандемии и правительстве Мишустина

– У нас стратегические цели никуда не исчезли, они не откладываются. Конечно, коронавирусная инфекция внесла свои поправки. Я уже сказал, что мы некоторые программы, вот то, что я уже говорил, развитие первичного звена в здравоохранении вынуждены были сдвинуть на полгода вправо, по некоторым другим тоже. Нам же нужны были источники для того, чтобы оперативно решать вопросы, связанные с борьбой с коронавирусной инфекцией, с поддержкой граждан страны, с поддержкой пострадавших отраслей экономики. Мы на поддержку граждан, только на прямую поддержку граждан направили 838 миллиардов рублей. Это огромные деньги.

– Правительство работает достаточно эффективно. Вот сейчас мы вспоминали про цены, видимо, там, я знаю, что показали нашу дискуссию с некоторыми членами правительства в связи с этим, я считаю, что упустили этот момент некоторые коллеги в правительстве, несвоевременно среагировали, но в целом, особенно в условиях борьбы с пандемией, правительство работало эффективно и очень напряжённо. Я без преувеличения могу сказать – днём и ночью.

И, конечно, за это их можно и нужно поблагодарить. Что касается изменения, это инициатива председателя правительства, он вправе набирать свою команду, я с ним согласился по этим изменениям. Каких-то других я не вижу, сам председатель ничего не инициирует больше. Мне кажется, что нужно, чтобы сложившийся коллектив работал, и работал слаженно. И здесь нужна определённая стабильность. Я вот отвечаю на часть вашего вопроса – пока там ничего не планируется, никаких кадровых изменений. А стратегические цели – да, правительство формировалось под эти стратегические цели. И я полагаю, что оно этим задачам отвечает.