Путин пообещал крупному бизнесу, который хочет вернуть капиталы в Россию, эксклюзивные условия.
Правительство специально для оффшорных олигархов выпустит облигации, номинированные в валюте с процентной ставкой выше, чем предлагают российские банки. Они сулят действительно низкий процент по валютным вкладам. Сбербанк дает 1,15-1,5% по трехлетним депозитам. Надо полагать, коммерческие банки могут предложить до 3-5%.
Под какие проценты правительство будет занимать выведенные из российской юрисдикции национальные капиталы у людей, контролирующих российский ВВП – не сообщается. Видимо, ставка по таким долговыми бумагам должна быть по крайней мере выше той, что предлагает Сбербанк.
Эту новость можно комментировать двояко. Если бы я был кремлевским политологом на зарплате, пел дифирамбы Путину, хитрому плану и консолидации элит и народа.
Если бы работал на Ходорковского, ржал бы над тем, как украденные у России деньги (в том числе украденные налоги), правительство решило занять по нерыночным процентам. И сравнил бы это с американской финансовой полицией, которая находит и наказывает своих неплательщиков в любых юрисдикциях. А еще рассказал бы, что дорогие россияне оплатят олигархам сохранность их капиталов.
Но будучи человеком незаинтересованным с обеих сторон, могу сказать, что из всех вариантов репатриации оффшорных денег этот – самый худший. Но все равно хоть какой-то.
Появился он только благодаря усердию американских властей и из заложнику Трампу. Иначе наша криминальная по своему генезису олигархия и не подумала бы возвращать деньги в Россию. Напротив, вот старший сын прокурора Чайки Артем, который, якобы честный бизнесмен и «папа не при чем», давеча заявил, что санкции в отношении его денег – попытка давления на прокуратуру. Судари, вы определитесь: «папа не при чем» – или давление на прокуратуру? Либо то, либо другое.
Новые западные санкции вынуждают криминальных толстосумов искать пути спасения их капиталов. В том числе путем репатриации. Но просто так никто ничего возвращать не хочет. Хотят на эксклюзивных условиях, с полной анонимностью, под выдающийся процент и т.д. И Путин пошел навстречу этой вообще-то унизительной для «великой мировой державы» сделке, чем-то напоминающей позорный Брестский мир на заре советской власти.
Советская власть впоследствии с лихвой вернула себе все тактически уступленное в 1918 году – но сможет ли путинская когда-то взять тот же реванш?
Деньги криминальных олигархов можно было завести в виде прямых инвестиций в российский бизнес, для стимуляции предпринимательства и внутреннего рынка. Мы в этом остро нуждаемся сейчас. Но олигархия готова занимать только лично Путину. Поэтому деньги поступят в бюджет и будут работать оттуда. Ну, а насколько хорошо и эффективно работают бюджетные деньги, мы с вами знаем.
И все же это, наверное, лучше чем ничего. Можно было бы просто позлорадствовать вослед российскому обывателю, который люто ненавидит Запад – но бешено рукоплещет ему, когда тот арестовывает российских олигархов и их счета.
Ну, а так – хоть кроха для нашей экономики. Хоть что-то. При наших фантастически бездарных экономистах, не способных в богатейшей стране избавиться от страшного процента бедноты – какое-то хоть «брестское перемирие» с господами победителями из стана обокравших нас тузов.
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/110813/22155/-