
Владимир Путин подписал указ «О некоторых мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», согласно которому Георгиевский крест считается знаком отличия ордена Святого Георгия.
«Установить, что знак отличия — Георгиевский крест считается знаком отличия ордена Святого Георгия — Георгиевским крестом, являющимся государственной наградой РФ«, — сказано в документе.
Георгиевский крест сделан из серебра, знаки отличия I и II степени — с позолотой. Посередине находится круглый медальон и рельефное изображение Святого Георгия.
Орден Святого Георгия ведёт свою историю с XVIII века, являлся высшей военной наградой Российской Империи и является высшей военной наградой Российской Федерации. Статут восстановленного ордена был утверждён указом Президента РФ от 8 августа 2000 года № 1463, но до 2008-го награждений не производилось. Имеет четыре степени. Из Статута ордена: «Орденом Святого Георгия награждаются военнослужащие из числа старших и высших офицеров за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, а также за проведение боевых и иных операций на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности, ставших образцом военного искусства, подвиги которых служат примером доблести и отваги и которые награждены государственными наградами Российской Федерации за отличия, проявленные в боевых действиях.
<…> Фамилии, имена и отчества награждённых орденом Святого Георгия заносятся для увековечивания на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца в г. Москве«.«Владимир Путин вернул существовавшую в Российской Империи взаимосвязь офицерского ордена Святого Георгия и солдатского Георгиевского креста. Россия возвращается к своему величию и мощи. Не было для простого русского солдата в Империи награды важнее, чем Георгиевский крест. Единственный раз в истории Георгиевского креста удостоился генерал — Александр I наградил солдатским знаком Михаила Милорадовича за беспримерное мужество в «битве народов» под Лейпцигом в 1813 году. Дюжину лет спустя Милорадович подтвердил своё бесстрашие, выехав на разговор с декабристами — и пав от предательской пули Каховского, чьё имя до сих пор никак не могут стереть с карты Москвы… Георгиевский крест был восстановлен ещё в 1992 году, но тогда он был «всего лишь» знаком отличия, и власть даже толком не знала, за что им награждать. Первое вручение креста произошло через 16 (!) лет после повторного учреждения награды — в 2008 году, по итогам осетинской операции. Позже награждали этим знаком участников операции в Сирии. Но в целом даже факт существования Георгиевского креста в официальном реестре государственных наград для многих не был очевидным. Это привело к казусам, когда, считая награду официально не существующей, её начинали от своего имени выдавать различные общественные объединения. Есть, правда, особый случай — Георгиевский крест как государственная награда Донецкой Народной Республики. Этот знак трудно назвать «общественной наградой» — всё-таки выдаётся он реальной, пусть и непризнанной властью, и за совершенно конкретные подвиги в непрекращающихся, увы, боях. Так что Россия вполне могла бы признать донецкого «солдатского Георгия» полноценной иностранной наградой. Но 20 ноября 2021 года всё изменилось. Неясности исчезли. Георгиевский крест вернулся «домой», туда, где он и был более ста лет в Российской Империи, — стал не просто знаком отличия, а знаком отличия ордена Святого Георгия… Георгиевский крест — знак ратный. Хотелось бы пожелать, чтобы у России было возможно меньше поводов для вручения этой награды. Но будем реалистами: в ближайшие десятилетия ещё немало Крестов найдут своих героев. Поклон им низкий«, — пишет журналист «Царьграда» Михаил Мельников.
Военный обозреватель «Комсомольской правды», член Общественных советов при Минобороны РФ и Военно-промышленной комиссии РФ, полковник в отставке Виктор Баранец (который позавчера стал лауреатом премии «За лучшее освещение военной тематики в российских СМИ»): «В истории награждений эти два ордена — и Георгий, и особенно крест — считались самыми почётными наградами в Российской армии. Если вы читали многие мемуары, то там всегда с особым почётом — что солдат, что офицер, что генерал — кавалер Георгиевского ордена, кавалер трёх георгиевских орденов. Путин возвращает наградную систему России к её древним истокам. Он возвращает важность и значимость этих наград. Он возвращает традиционную систему награждения, и это абсолютно правильно. У нас есть ещё много-много чего, чтобы боевая система русская вернулась к своим первозданным истокам. Это совершенно правильно. Я пересматривал тысячи документов, и у солдат всегда самым почётным считается Георгиевский крест — это мужество и героизм высшей пробы. У нас есть много орденов, которые за мужество и героизм. Орден мужества есть такой – хорошая награда. Или звание Героя России. Но это — я не побоюсь сказать — космос, это высший пилотаж, это, если сравнивать с Кремлём, звезда на кремлёвской башне. Выше этой награды уже, извините, только солнце или только Бог«.
Писатель, историк Александр Широкорад: «После 1991 года появилось звание Героя Российской Федерации; оно перешло из Советского Союза и не то чтобы поблёкло, но как-то не совсем стало соответствовать своему времени. А вот Георгиевский крест — это разумное решение. Россия всё время находится в каких-то конфликтах — и на Кавказе, и в Сирии, и в других областях. Явно найдутся немало солдат и командиров, которые будут удостоены этой высшей награды, и она будет достойной наградой за их мужество, за их смелость. И у меня есть пожелание: не забывать флот. Служба там — это практически то же самое, что война: небольшой корабль при сорокаградусной жаре, подводная лодка, которая по 60 и более дней находится в походе. Бывают и жертвы — болезни, несчастные случаи, практически боевые потери. Мне кажется, надо награждать Георгиевскими крестами моряков и лётчиков, которые несут действительно боевую службу на охране границ России«.