Дисконт за дружбу: Индия шантажирует Россию ценой на нефть

Дисконт за дружбу: Индия шантажирует Россию ценой на нефть

Китай и Индия на данный момент являются едва ли не единственными покупателями российской сырой нефти. Впрочем, у КНР все же появились первые признаки «самосанкций». То есть государственные компании из Китая перепродают свои квоты на отечественную нефть частным компаниям для приобретения ими сырья анонимно. А вот в Индии решили поступить по-другому, хотя и не менее жестко. Как пишет издание Bloomberg, Нью-Дели готов и далее открыто приобретать «черное золото» из России, только при условии огромной скидки в 30% за Brent, то есть где-то по 70 долларов за баррель, при рыночной цене в 105. Такой подход, сменивший роли монополиста поставок на монополиста со стороны клиента, породил невыгодные условия пребывания РФ на рынке. Ведь такие требования, конечно, тяжело назвать даже дружеским дисконтом. Ко всему прочему, индийская сторона на переговорах также требует от российских поставщиков взять на себя расходы по доставке нефти, а это весьма немалые финансовые затраты, ведь, как известно, прямых трубопроводов из РФ в Индию нет, и не предвидится их скорое появление. В целом сложилась ожидаемая ситуация на фоне антироссийских энергетических санкций. Индийская сторона жестко ставит условия, поэтому торг приобретает форму шантажа.

Но выбор у поставщиков не очень большой. Добывающей отрасли необходим рынок сбыта, чтобы не снижать темпы добычи, и, одновременно, нужны доходы для сохранения прибыльности отрасли и инвестиций в развитие во время затяжного периода без западных технологий. Поэтому высока вероятность, что российским компаниям придется пойти на условия, выдвигаемые контрагентом. К тому же, азиатский рынок является сверхперспективным и завоевывать его необходимо точно не высокой стоимостью. Впрочем, себестоимость добычи нефти в конце прошлого года составляла приблизительно 30-40 долларов за баррель. Иными словами, даже с учетом «дружеского дисконта», прибыль для отечественных поставщиков сохраняется. Однако необходимо также помнить и про второе условие индийских клиентов – оплата доставки, а это уже конкретно снижает прибыльность потенциальных контрактов. В настоящее время в связи с глобальными изменениями в мировой логистике, перераспределении важоного продукта по миру, стоимость фрахта наливных судов ожидаемо выросла. Так что вопрос удовлетворения запросов индийских клиентов находится между стратегической необходимостью вхождения на рынок Азии и экономической целесообразностью.