Рабам цепи не нужны

28 декабря 2019

Рабам цепи не нужны

«Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой…»
А.С. Пушкин

Кто не знает это стихотворение? Да практически никто не знает! Мало того, они еще об этом и не догадываются.

Задача учителя для начала, это показать, а потом помочь ученикам продвинуться вперед на тернистом пути к истине.

Вот как это бывает. Для краткости не стенограмма, а наиболее значимые цитаты.

Урок, как урок. Перед каждым учеником текст.

— Прочитайте внимательно.

Тишина, все читают.

— Всем все понятно?

— Что тут не понять?

— Тогда будем писать режиссерский сценарий для съемки клипа, по этому стихотворению. Нарисуем на листе бумаги план съемочной площадки. Все очень условно: темница – квадрат, окно – решетка, человек – кружок, орел – галочка.

Проходит несколько минут, все готово, но как-то неинтересно.

— А теперь, давайте сравним, у кого-что получилось.

Легкий шок. Кроме квадрата темницы, у всех все разное.

Один орел, два орла, один человек, два человека и куча вариантов кто-где сидит.

Начинается бурная дискуссия. Учитель при этом не более чем модератор. Единственным критерием истины является автор, вернее его текст. Довольно быстро обнаруживается точка в конце первой строки и значит узник отдельно, а орел отдельно.

Наличие кровавой пищи, которую кто-то клюет означает, что орел не аллегория, а реальность.

Минут через двадцать из десятка вариантов остается два-три. Самый популярный – человек в темнице есть и это по всей видимости русский военный, плененный горцами. А орел под окном, никакой не узник. Он хотя и вскормлен в неволе, но используется для охоты, то есть как-бы свободен.

И тут учитель переходит к современности. Классики потому и классики, что на все времена.

— Человек в неволе?

— Да, конечно.

— А орел тоже несвободен?

— ???

Опять дискуссия. С одной стороны, орел вырван из своей среды обитания, а с другой, он же не в зоопарке. Свободно летает на охоте и легко может покинуть человека, но почему-то всегда возвращается.

Учитель продолжает свои вопросы:

— Как освободить пленного человека?

Предложений сколько угодно – десантники, спецназ, обмен, выкуп наконец…

— Ну а как освободить орла?

Никаких предложений не поступает.

— В обсуждении текста отмечалось, что свободу пленника ограничивает охрана, замок на двери и решетка на окне. А что держит орла, почему он возвращается?

— Его кормят.

— А чего он сам не охотится?

— На охоте пища есть, но не гарантированно, а хозяин кормит всегда.

— Так все-таки можно ли освободить орла из его добровольного рабства, и главное можно ли сделать рабом человека, не заковывая в цепи, а гарантируя еду?

— Поскольку люди разные одним предложим кусок хлеба и похлебку, а другим хамон с пармезаном?

Дискуссия бурно возобновляется. Наконец учитель объявляет конец урока. Все замолкают, а потом кто-то спрашивает:

— Мы так и не пришли к единому мнению о содержании и смысле стихотворения, а как правильно, как же все на самом деле?

И ответ учителя, как заключительный аккорд этой педагогической симфонии:

— Я не знаю. Пушкин умер, от него остался только текст. Придется искать истину самостоятельно. Вы ведь свободные люди.
далее здесь

В общем-то это и все, что меня заинтересовало в этом посте. Методика таких уроков разработана много лет назад Букатовым Вячеславом Михайловичем, российским педагогом-психологом, методистом, доктором педагогических наук.

Рабам цепи не нужны

А как бы Вы ответили на вопросы учителя? Кто раб? Орел или узник?