Рабам цепи не нужны
«Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой…»
А.С. Пушкин
Кто не знает это стихотворение? Да практически никто не знает! Мало того, они еще об этом и не догадываются.
Задача учителя для начала, это показать, а потом помочь ученикам продвинуться вперед на тернистом пути к истине.
Вот как это бывает. Для краткости не стенограмма, а наиболее значимые цитаты.
Урок, как урок. Перед каждым учеником текст.
— Прочитайте внимательно.
Тишина, все читают.
— Всем все понятно?
— Что тут не понять?
— Тогда будем писать режиссерский сценарий для съемки клипа, по этому стихотворению. Нарисуем на листе бумаги план съемочной площадки. Все очень условно: темница – квадрат, окно – решетка, человек – кружок, орел – галочка.
Проходит несколько минут, все готово, но как-то неинтересно.
— А теперь, давайте сравним, у кого-что получилось.
Легкий шок. Кроме квадрата темницы, у всех все разное.
Один орел, два орла, один человек, два человека и куча вариантов кто-где сидит.
Начинается бурная дискуссия. Учитель при этом не более чем модератор. Единственным критерием истины является автор, вернее его текст. Довольно быстро обнаруживается точка в конце первой строки и значит узник отдельно, а орел отдельно.
Наличие кровавой пищи, которую кто-то клюет означает, что орел не аллегория, а реальность.
Минут через двадцать из десятка вариантов остается два-три. Самый популярный – человек в темнице есть и это по всей видимости русский военный, плененный горцами. А орел под окном, никакой не узник. Он хотя и вскормлен в неволе, но используется для охоты, то есть как-бы свободен.
И тут учитель переходит к современности. Классики потому и классики, что на все времена.
— Человек в неволе?
— Да, конечно.
— А орел тоже несвободен?
— ???
Опять дискуссия. С одной стороны, орел вырван из своей среды обитания, а с другой, он же не в зоопарке. Свободно летает на охоте и легко может покинуть человека, но почему-то всегда возвращается.
Учитель продолжает свои вопросы:
— Как освободить пленного человека?
Предложений сколько угодно – десантники, спецназ, обмен, выкуп наконец…
— Ну а как освободить орла?
Никаких предложений не поступает.
— В обсуждении текста отмечалось, что свободу пленника ограничивает охрана, замок на двери и решетка на окне. А что держит орла, почему он возвращается?
— Его кормят.
— А чего он сам не охотится?
— На охоте пища есть, но не гарантированно, а хозяин кормит всегда.
— Так все-таки можно ли освободить орла из его добровольного рабства, и главное можно ли сделать рабом человека, не заковывая в цепи, а гарантируя еду?
— Поскольку люди разные одним предложим кусок хлеба и похлебку, а другим хамон с пармезаном?
Дискуссия бурно возобновляется. Наконец учитель объявляет конец урока. Все замолкают, а потом кто-то спрашивает:
— Мы так и не пришли к единому мнению о содержании и смысле стихотворения, а как правильно, как же все на самом деле?
И ответ учителя, как заключительный аккорд этой педагогической симфонии:
— Я не знаю. Пушкин умер, от него остался только текст. Придется искать истину самостоятельно. Вы ведь свободные люди.
далее здесь
В общем-то это и все, что меня заинтересовало в этом посте. Методика таких уроков разработана много лет назад Букатовым Вячеславом Михайловичем, российским педагогом-психологом, методистом, доктором педагогических наук.
А как бы Вы ответили на вопросы учителя? Кто раб? Орел или узник?