«Шерман М4», по мнению Холланда, несмотря небольшие габариты, был довольно быстрым, не очень тяжелым, его легко можно было массово производить. Кроме того, во время войны именно «Шерман» чаще всего применяли в войсках западных союзников. Ничего удивительного в этом «мнении». Бывшие союзники с конца 40-х перестали упоминать о роли СССР в победе и над Германией и над Японией.
Что до «Шермана М4», то это аппарат с простенькая бронёй и скромной артиллерией, бензиновым двигателем, с высоким заметным профилем, танк, который часто переворачивался. Советские танкисты, получившие какое-то количество Шерманов по Лэнд-лизу, называли их «Лучшим танком мирного времени». Служить на нём одно удовольствие, а вот воевать — неееет! Даже в американских компьютерных игрушках, где игрокам предлагается выбор между «Шерманами» или Т-34, никто из юзерков не соглашается «воевать» на хламных «Шерманах», уступавших нашим «тэшкам», как почтовый дилижанс с пулеметом Гатлинга на крыше бронепоезду. Не зря, видимо, словосочетание «британские ученые» стало общепризнанным мемом.
Американцы на «Шерман» то бетон налепляли, то мешки с песком, чтобы защитить тонкую броню, то даже бревнами танк обкладывали
Т34-76 был лучшим на 41 год, потом благодаря неприхотливости, мобильности, благодаря лёгкой ремонтируемости, он стал наиболее эффективен в прорывах.
По совокупности параметров у немцев интереснее всего вышла «Пантера», однако и она имела ряд недостатков. Во-первых, это, опять повторюсь, узкозаточенный противотанковый танк. Во вторых, самым главным недостатком «Пантеры» являлось то, что по ходу проектирования она превратилась из среднего в тяжелый танк. Ко всему прочему, это был малоремонтнопригодный, сложный и дорогой танк. И, наконец, последнее – как проявила себя «Пантера» в боевой повседневности. Ведь стоимость и ресурсы, затраченные на создание танка – это одно, а силы, требуемые для его обслуживания – совсем другое. И здесь у «Пантеры» проблемы начинались буквально до боя. Так, бензиновый мотор объемом в 23 литра отличался высоким аппетитом: причем, распространялся он не только на топливо, но и на масло. А низкий ресурс и перегруженность исключали длинные марши. Не забудем и об избитой теме «шахматной» ходовой части, не счесть эпитетов, которыми озверевшие немецкие механики наградили инженера Книпкампа, меняя катки на чудовищной махине. Преимуществом такой схемы ходовой была высокая плавность хода и равномерное распределение массы. Но это теория. А на практике – опорные катки разрушались, а для замены внутреннего требовался демонтаж половины наружных – танк выходил из строя на день (если поломка не случилась на поле боя). Да и грязь, набивавшаяся в ходовую часть на морозе, доставляла проблем экипажам.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚