Одинокий Дальний Восток чувствует свою ненужность в составе России

17 августа 2020

Одинокий Дальний Восток чувствует свою ненужность в составе России

Одинокий Дальний Восток чувствует свою ненужность в составе России

Одинокий Дальний Восток чувствует свою ненужность в составе России

Массовые протесты в Хабаровске вновь приковали внимание всей России к Дальнему Востоку и напомнили о том, с какими проблемами приходится постоянно сталкиваться региону.

Несмотря на то, что Дальний Восток занимает почти 40% российской территории, он фактически остается на отшибе и живет отдельной жизнью, нечасто обращая на себя внимание федеральной власти.

Стоит отметить, что расцветом ДВ можно считать конец XIX – начало XX веков, так как после появления Китайско-Восточной железной дороги и Транссибирской магистрали в регионе начался серьезный экономический рост, а Приамурье стало и военным, и экономическим форпостом страны. Однако после всех войн и революций ХХ века власти РФ были вынуждены сосредоточиться на противостоянии с Европой и США, а вот про восточное направление пришлось временно подзабыть.

В итоге сегодня Дальний Восток хоть и является частью России, фактически живет своей самостоятельной жизнью в ином часовом поясе и рассчитывает в первую очередь на свои силы. Кроме того, ДВ гораздо больше ориентирован на сотрудничество с Китаем, Японией и Кореей, нежели с европейскими государствами.

Одна из главных проблем состоит в том, что хотя Дальний Восток действительно богат полезными ископаемыми и различными природными ресурсами, добыть многие из них крайне сложно.

Более того, в основном этим занимаются компании, зарегистрированные в Москве, а работают на месторождениях вахтовики из российских городов. Именно на добывающую отрасль в основном и идут инвестиции, которые получает ДВ. В результате, несмотря на формально высокие макроэкономические показатели, в реальности живут в регионе очень небогато. Местные бюджеты денег почти не получают, инфраструктура не развивается, а Дальний Восток, несмотря на все свои богатства, является дотационным регионом.

В рыболовной отрасли ситуация тоже обстоит не лучшим образом. Выловленные на ДВ рыба и морепродукты, чаще всего, уходят в другие регионы или даже страны. При этом в дальневосточные города потом приходит уже готовая продукция, но по очень завышенной цене. В итоге рыба или икра здесь порой стоят даже дороже, чем в Москве. Такое положение дел объясняется тем, что большинство квот на вылов уходит столичным компаниям, а местным артелям достаются лишь скромные остатки.

Даже среди системообразующих предприятий региона большинство – это именно столичные компании, которые на ДВ всего лишь занимаются добычей полезных ископаемых и различных ресурсов.

Неудивительно, что в сложившихся обстоятельствах даже крупные города Дальнего Востока постепенно пустеют, а говорить про небольшие городки и поселки и вовсе не приходится. Людей не устраивают высокие цены, довольно низкие зарплаты, отсутствие хорошей работы и перспектив, тяжелый климат. В итоге местные жители перебираются либо в крупные города европейской части России, либо в Китай, Японию, Корею и другие страны.

Одинокий Дальний Восток чувствует свою ненужность в составе России
Источник фотографии: russiatrek.org

Интересно, что, согласно официальным данным, в последние несколько лет ДВ является одним из лидеров по уровню доходов населения. Вот только высокие зарплаты тут есть далеко не у всех, и некоторые по-прежнему получают 25-30 тысяч рублей в месяц.

Кроме того, даже хороший уровень оплаты труда в результате нивелируется очень высокими ценами, причем не только на продукты, но и на различные услуги. Интересно, что даже промышленные товары из Китая зачастую сначала идут в столицу РФ на таможенное оформление, а уже после этого возвращаются в ДВ, из-за чего их цена опять же возрастает.

Серьезной проблемой для жителей Дальнего Востока становится поездка до Москвы или Санкт-Петербурга, ведь в летний период стоимость билетов может достигать 100 тысяч рублей. Льготные билеты, которые субсидирует правительство, тоже есть, но их мало, так что очередь за ними выстраивается на несколько месяцев в период.

При этом летать в европейскую часть РФ дальневосточникам приходится не только в отпуск или по каким-то личным нуждам, но и, например, на лечение. Дело в том, что в местных больницах зачастую просто нет нужного оборудования или у врачей не хватает квалификации, поэтому пациентов со сложными случаями отправляют в столичные клиники.

Все это, безусловно, сказывается на самосознании жителей Дальнего Востока, которые, хоть и считают себя частью России, не чувствуют особой поддержки и внимания со стороны Москвы. Наглядно подтверждается это тем, что в ходе всех последних выборов именно города ДВ, как правило, показывают самые оппозиционные результаты.

Сами федеральные власти тоже редко бывают на Дальнем Востоке, чем лишь подогревают недовольство местных жителей. Очевидно, чтобы как-то сгладить эту ситуацию, и было создано Министерство по делам Дальнего Востока, штаб-квартира которого находится в Хабаровске. Казалось бы, формально в Москве прекрасно осознают важность ДВ. Еще семь лет назад президент РФ Владимир Путин открыто заявил, что развитие Дальнего Востока станет стратегической и первостепенной задачей для страны на протяжении всего XXI века. При этом именно ДВ должен стать для России главным “окном” в азиатские государства, которые сейчас стремительно идут вперёд.

Для реализации этих задач даже было сформировано не только отдельное министерство, но и целый ряд ведомств, в частности, Фонд развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала, Агентство по привлечению инвестиций, Корпорация развития Дальнего Востока. В 2019-2020 годах на развитие региона из федерального бюджета было направлено 94 млрд рублей. Данные средства были израсходованы по назначению и вполне эффективно, однако люди все равно продолжают уезжать из региона.

Такая ситуация объясняется тем, что правительство хоть и пытается вкладывать средства в развитие ДВ, не учитывает множества деталей и особенностей Приморья. Например, предоставляемые льготы мало что дают местным жителям, так как цены на все очень высокие. Новые производства запускают не рядом с городами и поселками, а в отдаленной местности, так что и работают там в основном вахтовики. Даже социальную ипотеку могут себе позволить немногие, так как для этого сначала нужно найти работу, а с этим здесь тоже проблемы.

Программа выдачи земли “Дальневосточный гектар” особого успеха тоже в итоге не принесла. Это было связано с тем, что участки людям предоставляли в основном в отдаленной местности, где не было нормальных коммуникаций и дорог, а потому и что-то построить на этой земле было крайне проблематично. Более того, у тех жителей ДВ, которые согласны были даже  на такой гектар, как правило, просто не было денег на его освоение.

Влияет на жителей Дальнего Востока и близость Китая. Как известно, буквально напротив Благовещенска, в котором числится всего около 200 тысяч человек, на другой стороне реки Амур стоит китайский мегаполис Хэйхэ, в котором живут уже 1,5 миллиона человек. А ведь еще сравнительно недавно это тоже был небольшой городок, который рос и развивался буквально на глазах у благовещенцев.

К слову, китайцы вовсю осваивают и Дальний Восток. Разумеется, официально на эти земли они не претендуют, а вместо этого ведут мягкую экспансию. Так, На ДВ уже сейчас работает немало сельскохозяйственных компаний из КНР, которые действуют довольно агрессивно и практически не заботятся о сохранности сельхозземель. Также в Китай активно вывозят российский лес, причем реальные объемы поставок во много раз превышают официальные цифры.

В целом, несмотря на попытки федеральных чиновников развивать Дальний Восток, пока регион продолжает жить своей жизнь и чувствует свою обособленность от остальной страны.