The Saker: Империя раскалывает православный мир — возможные последствия

7 июня 2020
The Saker: Империя раскалывает православный мир — возможные последствия

В предыдущих статьях по этой теме я пытался задать тон и объяснить, почему большая часть православных церквей всё ещё испольуются как залог в чисто политических махинациях и как большая часть комментаторов, обсуждающих сегодня эти проблемы, используют слова и концепции совершенно исковеканным, светским и нехристианским образом (что столь же абсурдно, как обсуждение медицины с использованием неопределённой, неверной и в целом немедицинской терминологии).

Я написал несколько статей в попытке объяснить, как концепция «Церкви» сегодня совершенно неверно понимается, и как многие Православные Церкви сегодня утратили своё первоначальное патристическое мышление. И наконец, я пытался показать древние духовные корни современной русофобии и то, как Англо-сионистская Империя может попытаться спасти укронацистский режим в Киеве, запустив религиозный кризис на Украине. Я надеюсь, что эти статьи станут полезными для оценки и обсуждения нынешнего кризиса между Константинопольским и Московским Патриархатами.

Сегодня я намерен взглянуть на разворачивающийся кризис с более «современной» точки зрения и попытаться оценить только политические и социальные последствия недавнего развития событий в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

И начну с краткого обзора ситуации.

Текущий контекст:

Константинопольский Патриархат принял официальное решение:

Объявить, что Константинопольский Патриархат имеет право в одностороннем порядке даровать автокефалию (полную независимость) любой Церкви без консультаций с любой другой Православной Церковью.
Отменить решение Патриарха Константинопольского Дионисия IV от 1686 года о передаче Киевской Метрополии (религиозной юрисдикции, подчиняющейся Митрополиту) Московскому Патриархату (решение, которое ни один из Константинопольских Патриархов не оспаривал в течение трёх столетий!).
Снять анафему, наложенную Московским Патриархатом на «патриарха» Филарета Денисенко (несмотря на тот факт, что снять анафему может лишь тот, кто её наложил первоначально).
Признать легитимной так называемую «Украинскую Православную Церковь — Киевский Патриархат», который ранее был объявлен противозаконным и схизматичным.
Даровать действительную полную автокефалию будущей (её ещё надо определить) «единой Украинской Православной Церкви».
Большинство людей, что естественно, обращают основное внимание на последний пункт, но это может быть ошибкой, поскольку хотя противозаконное дарование автокефалии мешанине различных псевдо-церквей явно плохое решение, действовать, как какой-то «Православный Папа» и объявлять о правах, которые принадлежат лишь всей Церкви — поистине историческая ошибка. И не только, ведь эта ошибка теперь вынуждает каждого православного христианина либо признать это свершившимся фактом и подчиниться мании величия подражателя Папы в Фанаре, либо возражать против столь односторонних и совершенно незаконных действий или уйти в открытую оппозицию. И такая ситуация случается с Церковью не впервые в истории. Я приведу исторические параллели, чтобы доказать это.

Исторический контекст:

Римская Церковь и остальной христианский мир уже несколько столетий находились на пересекающихся курсах ещё до известной даты в 1054 году, когда Рим откололся от христианского мира. Хотя многие века Рим оставался самым стойким бастионом сопротивления новшествам и ереси, влияние франков на Римскую Церковь в итоге привело (после многочисленных зигзагов по этой теме) к поистине катастрофическому решению добавить одно-единственное слово (filioque – «и сын» на латыни) к Символу Веры. Что ещё более ухудшило это решение, так это то, что Римский Папа к тому же объявил, что имеет право вводить это дополнение во всех остальных христианских Церквях без соборного обсуждения или одобрения. Часто говорят, что проблема filioque «расплывчатая» и по большей части несущественная, но это лишь отражение теологической безграмотности тех, кто делает подобные заявления, так как в реальности добавление filioque полностью переворачивает основные и важнейшие догмы веры в Троицу и жизнь Христа в христианстве. Но что *верно*, так это то, что попытка в одностороннем порядке навязать эту ересь остальному христианскому миру была по меньшей мере агрессивной и, честно говоря, кощунственной, поскольку само filioque подрывает саму природу Церкви. Действительно, Символ Веры определяет Церквоь, как «католическую» (Εἰς μίαν, Ἁγίαν, Καθολικὴν καὶ Ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν”), что означает не только «всеобщую», но и «цельную» или «всеохватывающую».

В экклеозилогическом смысле эта «всеобщность» провозглашает двумя важнейшими путями:

Во-первых, все Церкви равны, нет никакого Папы, никакого «исторического видения», дарующего какое-либо превосходство, как все апостолы Христа и все православные иерархи тоже равны, Глава Церкви — сам Христос, а Церковь — его Тело, наполненное Святым Духом. Да, я знаю, говорить, что Святой Дух заполняет Церковь, считается совершенной глупостью в нашем 21 веке пост-христианства, но взгляните на это слова из Книги Деяний: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (15:28), ясно показывающие, что члены Апостольского Совета в Иерусалиме явно верили и объявляли, что их решениями руководит Святой Дух. Любой верующий сразу же увидит, почему Церкви нужен не «священник Христа» или какой-то ещё «представитель», чтобы действовать во имя Христа в Его отсутствие. На самом деле Сам Христос ясно нам говорит: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (от Матфея 28:20) если Церкви нужен «священник» — тогда Христос и Святой Дух явно в этой Церкви не присутствуют.

Во-вторых, ключевые решения, решения, которые влияют на всю Церковь, принимаются лишь Собором всей Церкви, а не односторонне каким-либо человеком или одной Церковью. Это действительно основы того, что можно назвать «традиционной христианской экклезиологией 101» и грубое нарушение ключевой догмы Папством в 1054 году стало такой же исторической схизмой между Востоком и Западом (на самом деле между Римом и остальным христианским миром), как и новшество с filioque.

Спешу добавить, что хотя Папы первыми заявили о власти, данной всей Церкви, они были не единственными (кстати, это очень хорошее определение термина «Папство» — перенесение на одного человека всех свойств, принадлежащих единственно всей Церкви). В начале 20 века православные Церкви Константинополя, Албании, Александрии, Болгарии, Кипра, Греции, Польши и Румынии собрались и под прямым влиянием мощной массонской ложи приняли решение принять Грегорианский календарь (названный в честь Папы 16 века Григория XIII). Это был 1923 год, вся русская Православная Церковь была буквально распята на современной Голгофе большевистского режима, но это не воспрепятствовало тем Церквям назвать свое собрание «всеправославным». Как и тот факт, что русская, сербская, грузинская Иерусалимская Церкви и Святая Гора (Афон) отвергли это новшество. Что до самого Папского календаря, новаторы «благочестиво» подали его, как «улучшенный Юлианский» и с другими эвфемизмами, чтобы скрыть настоящие свои намерения.

Наконец, даже тот факт, что это решение вызвало шквал расколов внутри их собственных Церквей, не заставил их передумать или покаяться. Профессор Триоцкий был совершенно прав, когда писал, что «нет никаких сомнений, что будущие историки Православной Церкви будут вынуждены признать, что Конгресс 1923 года был самым печальным событием церковной жизни 20 века» (больше об этой трагедии здесь, здесь и здесь). И снова один человек, вселенский Патриарх Мелетий IV (Метахакис) пытался «сыграть роль Папы», а его действия привели к массовому мятежу, который прокатился по всему православному миру.

Не так давно Патриарх Константинопольский опять пытался собрать то, что он хотел бы сделать православным «Вселенским Собором» под своим личным председательством, когда в 2016 году «всеправославный» Собор был собран на острове Крит, там присутствовали Церкви Александрии, Иерусалима, Сербии, Румынии, Кипра, Греции, Польши, Албании и Чешских земель и Словакии. Церкви России, Болгарии, Грузии и США отказались присутствовать. Большинство наблюдателей согласились, что Московский Патриархат играет ключевую роль в срыве того, что явно было «грабительским» Собором, который ввёл бы крупные (и полностью неправославные) новшества. Патриарх Константинопольский так и не простил русским торпедирование его запланированного «вселенского» Собора.

Кое-кто мог заметить, что большая часть местных Церквей присутствовали и в 1923 году, и в 2016-м. Эти наблюдения могли бы быть крайне важны в латинской или протестантской системе, но в Православии это совершенно бессмысленно по следующим причинам:

Теологический контекст:

В истории Церкви было много «грабительских» советов (то есть противозаконных, фальшивых советов), на которых присутствовало большинство иерархов того времени и даже большинство Церквей; в этой статье я упоминал о жизни Святого Максима Исповедника (полностью можно прочитать здесь), как о прекрасном примере того, как один человек (даже не священник!) смог защитить истинное христианство от тех, кто казался в то время подавляющим большинством иерархов, представляющих всю Церковь. Но, как и всегда, эти фальшивые иерархи в итоге были осуждены, восторжествовало Истинное Православие.

Аналогично, на Фальшивом Флорентийском Союзе, когда все греческие делегаты подписали союз с латинскими еретиками, и лишь один иерарх отказался это сделать (Святой Марк Эфесский), Папа в отчаянии заявил «итак, мы не получили ровным счётом ничего». Он был совершенно прав — союз бы отвергнут «Телом» Церкви, а имена отступников, которые поставили подписи, навечно опозорены. Я могу привести много примеров, но тут важно понимать, что большинство, большое число или даже поддержка светской власти совершенно не имеют значения в христианской теологии и в истории Церкви, и что со временем все прошлые иерархи, присутствовавшие на грабительских советах всегда в итоге оказываются осуждены, а Православная истина всегда торжествует. Это особенно важно помнить во времена преследований или жёсткого вмешательства светской власти, поскольку даже когда «кажется», что они победили, их победа оказывается краткосрочной.

Я бы добавил, что Русская Православная Церковь не просто «одна из многих» поместных православных Церквей. Русская Православная Церковь крупнейшая, а Москва была так называемым «Третьим Римом», что придает Московскому Патриархату большой престиж и, следовательно, влияние. В светском смысле престижа и «авторитета» тот факт, что русские не участвовали в конгрессах 1923-го и 2016 годов представляет собой намного больший удар по организаторам, чем если бы их бойкотировали, скажем, румыны. Это может быть неважно для Бога или поистине благочестивых христиан, но я вас уверяю, что это абсолютно критично для «Восточного Папы» на Фанаре…

Кто на самом деле стоит за недавней атакой на Церковь?

Итак, давайте начнём с очевидного: при всех своих роскошных титулах («Его Божественное Всесвятейшество архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Патриарх Вселенский» никак не менее!), Патриарх Константинопольский (ну, на самом деле патриарх района Фанар) — не что иное, как марионетка в руках англо-сионистской Империи. Амбициозная и тщеславная, но тем не менее марионетка. Вообразить, что сверх-лузер Порошенко мог убедить его затеять борьбу с Моковским Патриархатом — крайне смешно и абсолютно глупо. Некоторые указывают, что Патриарх Константинопольский — турецкий гражданский служащий. Хотя технически это верно, но не даёт оснований считать, что за ним стоит Эрдоган — именно сейчас Эрдогану остро необходима Россия на столь многих уровнях, что он ничего не выигрывает и сильно рискует, отчуждаясь от Москвы. Нет, настоящий инициатор всей операции это англо-сионитская Империя и, конечно же, Папство (которое всегда пыталось создать «Православно-еретическую Украину», начиная с «Крестовых походов на Восток» и северных «Крестовых походов» Папы Иннокентия III и Папы Григория IX и до Нацистской Украины Бандеры — подробности здесь).

С чего бы Империи предпринимать такой шаг? Мы тут можем обнаружить мешанину мелких и крупных геостратегических причин. Сначала мелкие: они варьируются от обычного непроизвольного рефлекса сделать что-то, чтобы причинить вред России, до умиротворения укронацистских эмигрантов в США и Канаде. Геостратегические варьируются от попытки спасти крайне непопулярный укронацистский режим в Киеве до попытки расколоть Православный мир, таким образом ослабив мягкую силу и влияние России. Подобного рода «логика» демонстрирует фундаментальное непонимание сегодняшнего Православного мира. И вот почему:

Типичный уровень религиозного образования Православных христиан, вероятно, прекрасно представлен известной колоколообразной кривой: некоторые поистине совершенно невежественны, большая часть кое-что знают, немногие знают очень много. Пока ситуация была обоснованно мирной, все эти православные христиане могли продолжать свою повседневную жизнь и не слишком волноваться об общей картине. Это верно и в отношении многих Православных Церквей и иерархов. Большая часть любит прекрасные обряды (пение, золотые купола, прекрасную архитектуру и исторические места) вперемешку с небольшими старыми добрыми суевериями (поставить свечку перед деловой встречей или перед покупкой лотерейного билета) — такова человеческая природа и увы, большинство Православных христиан ничем не отличаются, пусть их и называют «не от мира сего». Но теперь по сути мирная ситуация резко нарушена действиями Патриарха Константинопольского, чьи действия настолько грубы и так нарушают все основные каноны и традиции Церкви, что буквально вынуждают каждого Православного христианина, особенно иерархов, нарушить молчание и занять определённую позицию — с Москвой я или с Константинополем?

О, конечно, первоначально многие (большинство?) Православных Церквей, в том числе и многие иерархи, будут либо пытаться отвернуться или ограничиться смутными выражениями «сожаления» вперемешку с призывами к «единству». Хороший пример такой нерешительной реакции можно увидеть здесь. Но такое умывание рук в стиле Пилата (в современном выражении «не моё дело») неустойчиво, и вот почему: в православной экклезиологии нельзя выстроить «ломанные евхаристические треугольники». Если «А» не имеет ничего общего с «Б», то «Ц» не может иметь общее одновременно и с «А», и с «Б». Это действительно «либо-либо» по крайней мере, в теории (в действительности подобные «ломаные треугольники» существуют, недавно с бывшей ROCA/ROCOR, Сербской Церковью и Московским Патриархатом, но они неустойчивы, как подтвердили события 2000007 годов). И всё же нет сомнений, что некоторые (многие?) попытаются иметь нечто общее и с Московским Патриархатом, и с Константинопольским, но с каждым прошедшим месяцем это будет всё сложнее и сложнее. В отдельных случаях подобное решение окажется поистине драматичным. Я думаю, в частности, о монастырях на Святой Горе.

(Замечание: на более циничном уровне я бы отметил, что Патриарх Константинопольский теперь открыл настоящий Ящик Пандоры, теперь каждое сепаратистское движение в православной стране сможет воспользоваться требованием своей собственной «автокефалии», что угрожает единству большей части Православных Церквей. Если всё, что надо для того, чтобы получить «автокефалию» — это начать какой-нибудь националистический мятеж, то вообразите сколько «Церквей» потребуют некой автокефалии, как сегодня делают укронацисты! То, что это осужденная ересь явно их не остановит. В конце концов, если это устраивает «вселенского « Патриарха, так тем более вполне устроит и любых псевдо-православных националистов!)

Что сделала англо-сионистская Империя, так это вынудила каждого Православного христианина и каждую Православную Церковь выбирать между Москвой и Константинополем. Это выбор будет иметь очевидные духовные последствия, на которые Империи наплевать, но это также вызовет и значительные политические и социальные последствия, которые, я полагаю, Империя совершенно упустила из виду.

Московский Патриархат и Константинопольский — социологический и политический анализ

Позвольте мне тут прояснить, что не собираюсь сравнивать и противопоставлять Московский Патриархат (МП) и Патриархат Константинополя (ПК) с духовной, теологической или даже экклезиологической точки зрения. Вместо этого я сравню и противопоставлю их с чисто социологической и политической точки зрения. Различия поистине значительны.

Таблица и ссылки здесь http://thesaker.is/the-empire-splits-the-orthodox-world-possible-consequences/ (на анг.)

Из таблицы можно сразу же увидеть, что единственным сравнительным «преимуществом» ПК является полная поддержка англо-сионистской Империи и Ватикана. По всем остальным параметрам МП намного превосходит ПК.

Теперь же внутри оккупированной укронацистами Украины эта поддержка Империи и Ватикана (через униатов) даёт действительно огромное преимущество ПК и его укронацистским псевдо-православным «Церквям». И хотя Порошенко обещал, что против обителей МП насилие использовано не будет, все мы помним, что он обещал прекратить и войну против Донбасса, так с чего обращать внимание на то, что он говорит.

Американские дипломаты и аналитики могут быть достаточно невежественны, чтобы верить обещаниям Порошенко, но если и так, то они не осознают, что у Порошенко очень мало контроля за фанатичными нацистскими толпами, вроде той, что мы видели в прошлое воскресенье в Киеве. Реальность весьма отлична — отношения Порошенко с фанатичными нацистами на Украине близки к отношениям Дома Сауда и различным ветвей аль-Каиды в Саудовской Аравии: они пытаются и умиротворить их, и контролировать, но каждый раз это не удаётся. Политическую программу на Украине задают откровенные нацисты, как и в КСА её задают различные ветви аль-Каиды. Порошенко и МБС — всего лишь бессильные гномы, пытающиеся усидеть на плечах намного более сильных дьяволов.

Печально, как и всегда, что в большей опасности оказываются простые верующие, которые будут сопротивляться любым попыткам укронацистских эскадронов смерти захватывать церкви и изгонять священников. Я не ожидаю гражданской войны в обычном смысле этого слова, но ожидаю массы зверств наподобие тех, что произошли во время массового убийства в Одессе в 2014 году, когда укронацисты сожгли людей живьём (и стреляли в тех, кто пытался спастись). Как только такие массовые убийства начнутся, Империи будет очень и очень трудно их оправдать или обвинить во всём «русское вмешательство». Но самое главное, как отметил (по общему признанию противоречивый) христианский писатель Тертуллиан ещё во 2 веке, «кровь мучеников есть семя Церкви». Можете быть уверены, что убийства невинных христиан на Украине в результате приведут к укреплению православного сознания, и не только на Украине, но и в остальном мире, особенно среди тех, кто так сказать пребывает «в подвешенном состоянии», между своего рода консервативным Православием, провозглашаемым МП, и прохладным «без-кофеиновым» псевдо-православием, олицетворяемым Патриархатом Константинополя. В конце концов, одно дело изменить церковный календарь или обниматься с Папой, и совсем другое — благословлять нацистские эскадроны смерти на преследование православных христиан.

Подводя итог, я бы сказал, что своими действиями Патриархат Константинополя теперь вынуждает весь Православный мир сделать выбор между двумя очень разными «Православиями». Что до Империи, она совершает крупную ошибку, создавая ситуацию, которая будет ещё более поляризовать и так уже крайне уязвимую политическую ситуацию на Украине.

Существует, по крайней мере потенциально, ещё одно возможное последствие подобного развития событий, которое почти никогда не обсуждается — влияние на ситуацию внутри Московского Патриархата.

Возможное влияние на ситуацию внутри Московского Патриархата

Не вдаваясь в подробности, я бы только сказал, что Московский Патриархат — крайне разнородная организация, в которой сосуществуют различные «течения». В российской политике я часто говорю об атлантистских интеграционистах и евразийских суверенитетчиках. Нечто схожее наблюдается и внутри МП, но я буду использовать другие термины. Один лагерь я бы назвал «про-западными экуменистами», а другой «анти-западными консерваторами». С тех пор как к власти пришёл Путин про-западные экуменисты теряют влияние, по большей части из-за того, что большая часть обычного рядового состава членов МП твёрдо стоят за анти-западное консервативное движения (иерархи, настоятели, теологи). Неистовая ненависть Запада и боязнь всего русского вкупе с полной поддержкой анти-российского (такфиристов и нацистов) тоже вносит свой вклад, и очень немногие в России хотят, чтобы на будущее России влияла цивилизационная модель Кончиты Вурст, Джона МакКейна или Папы Франциска. Слово «экуменизм», как и слово «демократия» стало в русском словом из четырёх букв, по значению приближенным к «продаться» или «проституция». Что интересно, многие иерархи Московского Патриархата, которые в прошлом разрывались между консервативным давлением своей паствы и собственными «экуменическими» и «демократическими» склонностями (лучше всего олицетворяемыми Патриархом Константинополя), теперь сделали выбор в пользу консервативной модели (начиная с самого Патриарха Кирилла, который в прошлом был вполне склонен к так называемому «экуменическому диалогу любви» с латинянами).

Теперь, когда МП и ПК разорвали связи, прежде их связывавшие, они свободны следовать собственным естественным склонностям, так сказать. ПК стал своего рода «Восточным Ритуальным Папством» и наслаждается беспрепятственным любовным пиром с Империей и Ватиканом, а МП теперь почти ничто не мотивирует обращать внимание на будущие предложения урегулирования от Империи или Ватикана (эти двое всегда работают вдвоём). Для России это очень хорошее развитие событий.

Будьте уверены, то, что Империя сделала на Украине, представляет собой очередной крайне злобный и трагический удар по давно страдающему народу Украины. По своим отвратительным и трагическим последствиям это вполне сравнимо с оккупацией этих земель Папством с помощью польских и литовских агентов. Но Бог может превратить даже больший ужас в нечто, что в конце концов укрепит Его Церковь.

Россия в целом, и Московский Патриархат в частности, на многих уровнях находятся в процессе перехода, и мы не можем переоценить, какой вклад враждебность Запада на всех фронтах, включая и духовный, внесёт в будущее самосознание русского и православного народа. 1990-е были годами полного замешательства и невежества, кстати не только в России, но первое десятилетие нового тысячелетия оказалось наиболее болезненным, но и наиболее нужным, открывшим глаза тем, кто наивно доверял идее, что врагом Запада был коммунизм, а не Россия, как цивилизационная модель.

В своём бесконечном невежестве и глупости руководители Империи уже действовали только в краткосрочной перспективе, они никогда не задумывались о среднесрочном и долгосрочном эффекте своих действий. Это верно как в отношении России, так и в отношении Ирака или Балкан. Когда дела в итоге и неизбежно обернутся дурной стороной, они будут озадачены и задумаются, как это и почему всё пошло не так. В итоге же, как всегда, обвинят «других».

У меня нет сомнений, что недавний маневр англо-сионистской Империи на Украине даст некую приятную и краткосрочную «победу» («перемогу» на украинском), за которой последует унизительное поражение («зрада»), которое будет иметь важные последствия на многие десятки лет вперёд, и которое глубоко переформирует нынешний православный мир. В теории подобного рода операции проводятся по древнему принципу «разделяй и властвуй», но в современном мире что они реально делают, так это ещё более объединяют русских против Империи и, слава Богу, объединяют православных людей против псевдо-православных иерархов.

Заключение

В своём анализе мне пришлось описать массу, надо это сказать, «менее, чем вдохновляющих» реалий о Православной Церкви, но я не хочу создавать впечатление, что Церковь Христова столь же бестолкова и бессильна, как и все иные конфессии, которые за столетия отпали от Церкви; да наше время трудно и трагично, но Церковь на потеряла своей «соли». Итак, что я хочу сделать в своем личном заключении, так это привести слова одного из наиболее просвещённых и известных теологов нашего времени Митрополита Иерофея Нафпактоса, который в своей книге «Сознание Православной Церкви» (которую я считаю одной из лучших книг на английском о Православной Церкви и которую необходимо прочитать всем, кто интересуется православной экклезиологией), писал следующее:

«Святой Максим Исповедник говорит, что хотя христиане разделены по возрасту и расе, национальностям, языкам, месте и образе жизни, учёности и характеру, и «отличны один от другого и очень разнообразны, все они рождены в Церкви и возрождаются и воссоздаются через её Дух», тем не менее «она дарует равно всем божественную форму и предназначение быть во Христе и нести Его Имя. И Святой Василий Великий, говоря о единстве Церкви, сказал: «Церковь Христа одна, пусть Его по-разному называют в разных местах» эти пассажи, особенно жизнь Церкви, идут вразрез с любой националистической тенденцией. Конечно, нет таких наций и стран, которые упразднены, только национализм, который является ересью и великой опасностью для Церкви Христовой».

Митрополит Иерофей совершенно прав. Национализм, который представляет собой чистый продукт западно-европейского атеизма, одна из самых опасных угроз, с которой сталкивается Церковь сегодня. В 20 веке он уже стоил миллионы жизней благочестивых и верующих христиан (стоит сказать, что это ничуть не подразумевает, что тот вид самоубийственного мультикультурализма, который поддерживают ущербные руководители англо-сионистской Империи сегодня, чем-то лучше!). И это вряд ли «украинская проблема» (Московский Патриархат тоже заражён смертоносным вирусом национализма). Национализм и этнофилетизм вряд ли хуже, чем такая ересь, как в прошлом иконоборчество или монотеизм, и они в итоге потерпели поражение. Как и все ереси, национализм никогда не восторжествует против «Церкви живущего Бога», которая «опора и основание истины» (1 Тим. 3:15), и хотя многие могут заблуждаться, другие никогда этого не сделают.

А пока следующая пара месяцев будет решающей. Прямо сейчас мне кажется, что большинство православных Церквей сначала попытаются остаться нейтральными, но в итоге им придётся встать на сторону Московского Патриархата и против действий Патриарха Варфоломея. По иронии судьбы ситуация внутри США по всей вероятности будет особенно хаотичной, поскольку различные православные юрисдикции в США разделяют свою приверженность и зачастую расколоты по линии консерватизм против модернизма. Ещё одним местом, за которым стоит внимательно присматривать, станут монастыри на Святой Горе, где, как я ожидаю, возникнет основной кризис и конфронтация.

С кризисом на Украине ересь национализма достигла нового уровня позора, и скорее всего последует очень сильная реакция. Империя явно понятия не имеет, какого рода динамику она теперь запустила в действие.

Сокол.

перевод