Канцлер Германии Олаф Шольц, только что посетивший Украину, прибыл в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Действия главы немецкого правительства выглядят вполне логичными, учитывая нарастающую истерию о возможном вторжении российских войск на украинскую территорию. Однако не у всех параллельные визиты в Киев и Москву вызывают одобрение. При этом и пространства для маневров у Шольца, явно пытающегося избежать перехода противостояния в «горячую» фазу, немного. Мы разбирались, в чем суть восточноевропейского турне канцлера и к чему оно может привести.
Позиция Германии по поводу российско-украинского противостояния давно известна. Олаф Шольц, сменивший на посту канцлера Ангелу Меркель, неоднократно давал понять: Берлин на стороне Киева, однако — по-прежнему готов к диалогу с Москвой.
Такие установки вполне понятны, причин как минимум две. Во-первых, Германия остается одним из четырех участников так называемого «нормандского формата» — длительного переговорного процесса, в котором, помимо ФРГ, задействованы собственно Россия, Украина и Франция. Несмотря на пробуксовывающую активность «четверки», все ее члены признают, что лишь в рамках данной группы перспектива урегулирования в Донбассе реальна.
Неоднократно ходили слухи о возможности расширения «нормандского формата» за счет привлечения к переговорам США и Великобритании, однако домыслы так и повисли в воздухе. В итоге именно Германия остается «локомотивом» процесса, и в данном контексте маршрут канцлера вполне объясним.Второй аспект, скорее, персональный. Именно при предшественнице Шольц ФРГ утвердилась в роли как неформального лидера ЕС, так и единственной западной державы, способной вести диалог с Россией на равных, несмотря на общую критику политики Москвы из-за рубежа. Существенную роль в этом играла межличностная «химия», как принято говорить, между президентом Путиным и канцлерин Меркель. И, хотя Шольц представляет иное политическое крыло, нежели бывшая глава правительства, он, очевидно, не хотел бы терять заработанные ею очки. Контакты по линии Берлин-Москва в этом случае остаются приоритетными.
На Западе., однако, с поправкой на текущую ситуацию формата «завтра война», взвешенную позицию Шольца восприняли двояко. Часть политиков и политологов действительно усмотрела в действиях канцлера преемственность по отношению к Меркель. Оппозиционно же настроенные силы упрекнули главу правительства в том, что именно сейчас не время «договариваться с Путиным». Об этом, в частности, заявили инкогнито даже некоторые члены Социал-демократической партии Германии (СДПГ), в которой состоит Шольц.
Визит немецкого канцлера в Киев обошелся без сюрпризов: глава правительства ФРГ вновь подчеркнул, что его страна готова к защите Украины в случае «российской агрессии». Для украинских властей, очевидно, извлекших уроки из отказа той же Германии поставлять им летальное оружие, этого, судя по всему, достаточно — медийный эффект есть, схема «заграница нам поможет» по-прежнему работает.
Тем интереснее результаты переговоров Шольца с Путиным. С учетом пандемии и других обстоятельств, опыта общения друг с другом у двух лидеров почти нет, личной «химии», что была у президента РФ с Меркель, также не наблюдается. И канцлер в данном случае стеснен в средствах какого-либо давления на Москву. Понятно, что на столе переговоров оказались не только украинский кризис, но и, например, судьба «Северного потока — 2».Однако трубопровод, массово подвергнутый критике со стороны коллективного Запада, в самой Германии имеет немало сторонников. И это делает его инструментом, полезным, скорее, для Москвы, чем для Берлина (об этом, в общем-то, и говорят регулярно американские официальные лица).
Стоит напомнить, что и переговоры с Россией Германии вести необходимо с оглядкой на наследие Ангелы Меркель. Москва, присоединившись к «нормандскому формату», сразу заявила — и затем неоднократно повторяла, — что не является стороной конфликта на Украине, и в Берлине это принимали во внимание. Сейчас на Шольца давит общая позиция Запада, обвиняющего только РФ в эскалации напряженности. Та же Меркель, пусть и вынужденная «выруливать» в крайне непростых обстоятельствах, с такой постановкой проблемы не сталкивалась.
В итоге встреча Шольца с Путиным на пороге предполагаемой войны становится «часом Х» для недавно избранного немецкого канцлера. Эксперты сошлись в преддверии переговоров во мнении: оба лидера, вероятно, постараются редуцировать степень угрозы европейской безопасности, а конкретные детали по осуществлению деэскалации оставят на проработку профильным группам из числа сотрудников министерств иностранных дел и обороны. В противном случае Шольц может лишиться не только личного авторитета, но и всего реноме, заработанного для Германии Меркель.