Украина намерена возродить речные грузоперевозки, но за чужой счет

16 августа 2020

Украина намерена возродить речные грузоперевозки, но за чужой счет

Украина намерена возродить речные грузоперевозки, но за чужой счет

Украинское предприятие “Укрводпуть” и китайская государственная компания China Railway в середине июля 2020 года подписали соглашение, в рамках которого планируют совместно развивать внутренние водные пути Незалежной на Днестре, Днепре и Дунае. Предполагается, что это может упростить и дополнительно активизировать торговлю между двумя странами. При этом Министерство инфраструктуры Украины так же рассчитывает на помощь КНР в строительстве большой кольцевой дороги вокруг Киева, обхода Кременчуга с мостом через Днепр и трассы Одесса-Николаев-Херсон.

Согласно данным, полученным по итогам первого квартала 2020 года, главным торговым партнером Незалежной снова стал Китай. За этот период из Украины было вывезено в КНР товаров на 1,78 миллиарда долларов, а импортировано  — на 2,4 миллиарда долларов. Такое активное сотрудничество с коммунистическим Китаем может показаться странным, ведь на территории самой Незалежной проходит массовая декоммунизация, а за положительные упоминания коммунизма можно получить даже уголовное наказание.

Впрочем, в вопросах торговли Украина принципиальностью явно не отличается, ведь она поддерживает импорт и экспорт товаров даже с Россией, которую официально считает “страной-агрессором”.

Так, за первый квартал нынешнего года Незалежная продала в РФ товаров на 889 миллионов долларов, а купила – на 1,56 миллиарда долларов.

На основе имеющихся данных можно легко сделать вывод, что Украина потребляет больше, чем производит. Из-за этого денег в бюджете страны все время не хватает, а нивелировать разрыв удается лишь благодаря постоянным западным кредитам и девальвации национальной валюты. В свою очередь, это приводит к снижению покупательской способности гривны и сокращению потребления и доходов граждан.

Отмечается, что в другие страны Украина продает в основном металлы и сельскохозяйственную продукцию. Например, в прошлом году Незалежная активнее всего экспортировала пшеницу, подсолнечное масло, сою, кукурузу, рапс, железную руду, провода, кабели, плоский прокат, концентраты и полуфабрикаты из углеродистой стали. То есть, в основном покупают у Украины именно сырье, при этом самыми активными импортерами являются Китай, Россия, Польша, Германия, Италия, Венгрия, Египет, Индия и Нидерланды.

В то же время в саму Незалежную больше всего импортных продуктов – 11,5% – идет из России. Помимо этого довольно активно страна закупает товары у Китая и стран Евросоюза. При этом если продает Украина в основном сырье, то покупает, наоборот, высокотехнологичные товары.

Развитием водных путей Киев решил тоже заняться в первую очередь для того, чтобы создать дополнительные пути для поставок товаров из Китая или наоборот. Еще весной в Верховную Раду был внесен законопроект  №1182-1-д о внутреннем водном транспорте, который должен разрешить допуск в украинские воды судов под иностранным флагом (за исключением российского). В прошлую сессию принят закон не был, однако он остается в числе приоритетных и будет рассмотрен уже в ближайшее время. Предполагается, что это также поможет решить вопрос с нехваткой судов класса “река-море”, благодаря чему и увеличатся речные грузоперевозки.

Как известно, на данный момент большую часть грузов, около 60%, на Украине перевозят по железным дорогам. Однако проблема заключается в том, что ж/д полотно и составы сильно изношены, а денег на их ремонт и обновление у Киева не хватает. В итоге железнодорожные перевозки в Незалежной тоже постепенно сокращаются, так как для их осуществления зачастую нет технической возможности.

Так, в 2019 году объем грузоперевозок на Украине упал на 2,6%, при этом уже в первом квартале 2020 года перевозки зерна, например, снизились на 18,8%. В июне нынешнего года транзит зерновых по железной дороге и вовсе упал на 48,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время на Украине растет число речных перевозок: за счет транспортировки зерна и руды они увеличились на 36,9% в этом году. Например, в январе-феврале нынешнего года до Днепру было перевезено в 6,2 раза больше товаров, чем в этот же период прошлого года. Растет в Незалежной и перевозка металлов речным путем.

О необходимости задействовать в международных грузоперевозках именно речной транспорт на Украине активно заговорили еще в 2014 году. Правда, на несколько лет об этой теме вновь подзабыли, но в прошлом году все-таки решили, что пора всерьез за нее взяться.

Правда, для того, чтобы возобновить речные грузоперевозки в желаемых масштабах Киеву придется вложить немало денег. На данный момент на украинских реках не хватает навигационного и кранового оборудования, устарели шлюзы, в некоторых местах глубина недостаточна для прохождения судов, да и самих кораблей для осуществления грузоперевозок тоже мало, и они устарели. В Незалежной рассчитывают, что Китай поможет решить эти проблемы с помощью финансовых вливаний.

Основания рассчитывать на щедрость партнеров из КНР у Украины действительно есть, ведь Китай заинтересован в импорте продовольствия из Незалежной. В то же время сами украинские власти явно дают понять, что обеспечение недорогим продовольствием собственных граждан не является для них первостепенной задачей. Это подтверждается тем, что значительную часть зерновых и прочего  сельскохозяйственного сырья Украина отправляет на экспорт, а украинцы потом вынуждены покупать импортные продукты по высоким ценам за за искусственно девальвированную гривну.

Стоит отметить, что Европа тоже готова оказать содействие Незалежной в восстановлении речных грузоперевозок. Так, недавно Европейский банк реконструкции и развития выделил на строительство дополнительного речного транспорта 27 миллионов долларов. Деньги пойдут компании “Нибулон”, у которой уже есть 77 грузовых судов.

В то же время государственное Украинское Дунайское пароходство (УДП) не получает поддержки не только от иностранцев, но и от Киева. А ведь предприятие оказалось в очень сложной ситуации: 32 его баржи, стоимость которых составляла 5 миллионов евро, просто украли. Более того, Минюст заморозил деньги компании, так что теперь УДП не может выплатить зарплаты и налоги, и в целом оказалось на грани банкротства. Впрочем, китайские бизнесмены уже заявили о своей готовности приобрести почти разорившееся украинское госпредприятие.