Интересная закономерность прослеживается. Если в какой-то публикации я говорю о том, что дети — тоже люди, и невозможно их воспитывать исключительно жесткой муштрой, в комментариях обязательно появится один-два (порой больше) человека, и приводят в пример жесткое аристократическое воспитание и — почему-то — английские частные школы.
Там, мол, в этих школах, и муштра, и жесткая дисциплина, и разделение обучающихся (мальчики — в одну, девочки — в другую), и даже физические наказания. Но все это исключительно во благо, так как выходят оттуда люди сдержанные, воспитанные, высококультурные и «имеющие ценности». В отличие ото всяких там муштре не подвергавшихся.
Я черт его знает, почему у нас, в двадцать первом веке, в России, так любят кивать в сторону английского воспитания. Может быть, по той самой причине, по которой от публикаций об английской королевской семье бывает в ленте не протолкнуться (сейчас, слава богу, меньше их стало, в разы, но все еще лезут).
Наверное, многим приятно смотреть на картинку идеальной жизни, но хочу напомнить — за этой картинкой скрываются совсем не идеальные люди.
Достаточно вспомнить не такой уж давний скандал с представителем этого семейства Эндрю — выпускником одной из частных школ, Гордонстаун, вроде как.
Почему-то суровое королевское воспитание и частная школа не уничтожили в королевском отпрыске…девиантные, можно сказать, наклонности.Девиантностью и прочим английские аристократы вообще очень любили страдать. Вы как-нибудь поинтересуйтесь на досуге, что такое «английский порок», почему этот порок английский и сколько поклонников у этого греха имелось среди благовоспитанных выпускников частных школ и пансионов.
Почитайте (если удастся найти) книгу Алекса Во «Частные школы. Мальчики, родители, учителя» (1922), или воспоминания Роберта Грейвза (автора пьесы «Но это еще продолжается»), схватитесь за голову и спросите себя — вам хочется, чтобы за маской благовоспитанности и благопристойности скрывались подобные переживания и отношения?
Или вот есть прекрасная книга «The Hothouse Society: an Exploration of Boarding-school Life through the Boys’ and Girls’ own writings», Лэмберта, кажется (можно найти ее в электронном формате на гугл букс, но на английском языке), в которой очень ярко описывается и преследование старшеклассниками младшеклассников, и принуждение и… В общем, какие только случаи не описываются.
А это, хочу заметить, частные школы! Те самые, в которых прививают ценности и ориентиры, и которые дают воспитание и образование за которое «аж аристократы готовы платить».
Да, выпускник частной школы может стать Черчилем — если он Черчиль по рождению. Но с гораздо большей вероятностью, он станет алкоголиком (коим Черчиль, кстати, и был). Крайне жесткие ограничения воспитают в ребенке с большей вероятностью просто жадность к удовольствиям и удовлетворению своих базовых потребностей (хороший пример, кстати, английская королева Виктория, которую ограничивали в еде в детстве и которая потом ЕЛА, ЕЛА И ЕЛА, и ее сын Эдуард, которого тоже воспитывали довольно строго, но потом в прекрасном заведении Оксфорд он познал все прелести жизни и продолжил наслаждаться ими по полной).
В общем, что-то не то с этим «частным» и «строгим» элитным воспитанием «английского типа», которое у нас, почему-то, некоторые превозносят…