Экономическая оборона Москвы
Еще 10 лет назад бюджет Москвы был серьезно зависим от нефтегазового сектора — в 2011 году доля нефтегазовых доходов в структуре бюджета приближалась к 17 %. К концу 2021 года показатель удалось сократить втрое — до 5,7 %. Крупнейшими налогоплательщиками стали ритейл, девелопмент, финансовый сектор, строительная и транспортная отрасли, а также сфера соцуслуг. Поступления НДФЛ за это время увеличились в 2,6 раза, налога на прибыль — вдвое, что напрямую указывает на активное развитие бизнеса.
В новый кризис Москва вошла не только с диверсифицированным, а потому стабильным бюджетом. У нее за плечами уникальный антикризисный опыт в пандемию, который был признан одним из лучших в мире. Теперь уже можно уверенно говорить о том, что коронавирус стал стресс-тестом для экономики столицы, проверкой на устойчивость экономической модели и испытанием для антикризисных управленцев. Этот опыт с одинаковым интересом изучали как российские регионы, так и мировые мегаполисы. Стала ли пандемия для Москвы антикризисной прививкой, с какой экономической базой Москва входит в новую санкционную реальность и на что имеет смысл обратить внимание другим регионам?
2020 год. В то время как вся страна переживала мощный спад, промышленное производство Москвы показывало рост на 14,7 %. А уже через год, в 2021 году, на этой «высокой» базе Москва ставит 10‑летний рекорд по объемам выпуска. Причем рост в обрабатывающей отрасли превышает 40 %.
«Прошлый год стал успешным для московской промышленности. В то время как общий рост составил 36,6 %, отдельные обрабатывающие производства выросли более чем в полтора раза. Например, выпуск лекарств увеличился почти на 68 %, а электрического оборудования — на 66 %», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
То же самое произошло со стройкой, которая не останавливалась и тянула за собой целый ряд смежных отраслей. В конце года девелоперы отчитались о введении в эксплуатацию 16 млн м2 — это на 36,2 % больше, чем в 2019 году, и на 47,3 % больше, чем в 2020‑м.
Малый и средний бизнес оправился очень быстро и в 2021 году вышел на оборот в 3,2 трлн рублей.
Все эти примеры — прямой результат собственной антикризисной программы Москвы.
В январе 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин докладывал президенту: «Практически по всем показателям мы ушли в плюс не только к 2020 году — тяжелому, но и к 2019‑му базовому году, причем по ряду показателей очень даже прилично: инвестиции выросли на 12 %, строительство — на 23 %, промышленное производство — на 28 %. Совершенно очевидно, что это не просто какие-то колебания, а реальный рост экономики города».
Эксперты уверены, что антикризисная модель, выработанная в пандемию, поможет Москве выстоять перед санкционным давлением. И речь идет не только об экономических инструментах, но и об отработанном оперативном взаимодействии с бизнесом и получении обратной связи.
«Именно в пандемию Москва выработала уникальный стиль общения с бизнесом, который характеризуется максимальной открытостью городских министерств и департаментов, а также крайне высокой оперативностью принятия решений», — отмечает руководитель Центра правовой поддержки бизнеса Алексей Мишин. Он также обращает внимание, что в период борьбы с ковидом были отработаны основные кредитные инструменты поддержки бизнеса, налоговые и арендные каникулы, которые с поправкой на ситуацию город успешно применяет и в условиях санкционного давления.
«Как пример гибкости и адекватности в принятии решений могу привести ситуацию с „ковидной амнистией“, которую 25 мая 2022 года объявил Сергей Собянин, — говорит Алексей Мишин. — Когда это было необходимостью, город довольно жестко карал предпринимателей за нарушение антиэпидемиологических норм. А сейчас город прощает долги по этим штрафам и даже вернет часть из них».
Импортозамещение: эффект сильной базы
Москва уже несколько лет ведет системную работу по локализации важнейших производств и стимулирует переход бизнеса на использование местного сырья и комплектующих.
«Столица стала первым в России регионом, который инициировал заключение офсетных контрактов, по ним инвесторы открывают новые производственные площадки или модернизирует старые, а город гарантирует госзакупки их продукции в течение нескольких лет. Сегодня в Москве заключено 5 офсетов с общим объемом частных инвестиций почти 13 млрд рублей, четыре из них — в сфере медицины. В течение 10 лет город обязуется приобрести у новых производителей продукции на почти 73 млрд рублей. Это позволит бизнесу окупить вложения, а бюджету — сэкономить: стоимость точно таких же товаров на рынке была бы на 20 % дороже. Кроме того, часть продукции до этого в России не производилась», — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Один из ярких примеров — компания «Биокад», контракт с которой подписан в 2017 году. По его условиям столичным пациентам с 2021 года поставляются лекарства, в том числе аналоги дорогостоящих зарубежных препаратов для терапии онкологических заболеваний. Они производятся на площадке ОЭЗ «Алабушево».
Там же в Алабушево заканчивается строительство завода «Р-Опра» (ГК «Р-Фарм»), где будут производить 56 препаратов для лечения и профилактики эндокринных, онкологических и кардиологических заболеваний.
Офсетный контракт с резидентом технополиса «Москва» компанией «Гемамед» подразумевает открытие производства медизделий для стомированных больных. По данным Департамента инвестиционной и промышленной политики, сегодня их по ОМС уже получают москвичи.
Также в рамках одного из контрактов городу уже поставляют детское питание для молочных кухонь города и питание для будущих мам.
«Офсетные контракты — чрезвычайно эффективная мера поддержки, — говорит первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев. — Это гарантия, что ваша продукция будет востребована даже в кризисное время. Долгожданное изменение — снижение порога входа в офсеты — с одного миллиарда рублей до 100 млн. Законопроект, включающий это предложение, сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. В его разработке участвовало правительство Москвы: у него самый богатый опыт в России по применению этой формы работы с инвесторами».
В ближайшее время планируется распространить практику заключения офсетных контрактов на максимально широкую линейку продукции, необходимой для государственных нужд. А уже 1 июля 2022 года у бизнеса появится возможность подписывать офсетные контракты на услуги. Среди потенциальных направлений московские власти называют услуги связи, переработки и утилизации отходов.