Намерения этого государства и впредь оставаться верным принципу нейтралитета изложено в внешнеполитической декларации, которая была обнародована правительством Швеции не далее, как 16 февраля нынешнего года. В парламенте данный документ был представлен Анн Линде, занимающей пост главы МИД Швеции, заявившей, что это решение принято «ради стабильности и безопасности» страны.
Она отметила, что правительство Швеции не намерено что-либо менять в существующей на данный момент «политике безопасности», ведь, как показывает практика, дистанцирование от каких-либо военных объединений является прекрасной стратегией, которая идет не только на благо государству, но и укрепляет «безопасность и стабильность стран Северной Европы».
Отказ Швеции присоединятся к Североатлантическому альянсу для многих европейских лидеров прозвучал несколько неожиданно, особенно в свете того, насколько негативно представители этого государства отнеслись к требованиям России касательно дальнейшего расширения блока и принятия в его ряды новых членов. Право Грузии и Украины на «самоопределение» отстаивались чуть ли не как собственные интересы. Закономерно было бы предположить, что государство, столь ревностно относящееся к этому вопросу, само в скором времени планирует пополнить ряды НАТО.
Тем более, что в самом альянсе Швецию ждали с распростертыми объятиями, и как в свое время заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг, даже готовы были существенно сократить время на все бюрократические формальности. Заполучить такого союзника, как Швеция было бы для альянса отличным шагом вперед, ведь развиваясь в автономном режиме страна достигла неплохих успехов в вопросах обороны и безопасности.
В Соединенных Штатах ее относят к категории стран, достигших «нужного уровня демократии», и признают, что в отличие от большинства претендентов на членство в альянсе, которым предстоит не один год идти к этой цели, Швеция уже сейчас «полностью соответствует всем требованиям и стандартам организации». Проще говоря, государство обладает хорошими финансовыми, материальными и человеческими ресурсами, а главное лояльно относится к политике и целям Запада. К тому же, вступление Швеции в НАТО не только способствовало бы укреплению позиций альянса в Северной Европе, но и стало бы очередным болезненным вызовом для России.
Однако, как мы видим, заявка подаваться не будет и статус Швеции как одного из немногих нейтральных государств остается неизменным. В правительственных кругах все в один голос заявляют, что о вступлении в НАТО речь не идет ни сейчас, ни потом, поскольку государству это категорически не нужно. А все разговоры на данную тему сводятся исключительно к теории, которая, скорее всего, никогда в жизнь воплощена не будет. Как ранее заявил министр обороны Швеции Петер Хультквист, для государства в первую очередь важен сам факт такой возможности, который вовсе не свидетельствует о намерениях Швеции вступить в тот или иной военный блок.
Однако, несмотря на отказ от членства в альянсе, Линде заявляет, что ее страна намерена и впредь развивать сотрудничество в сфере обороны, в том числе и с НАТО. Напомним, что в рамках программы «Партнерство ради мира» Швеция уже является партнером Североатлантического альянса, принимая более, чем активное участие практически во всех мероприятиях, которые проходят под его флагом.
При этом, скромно оставаясь как бы в стороне от любых конфликтов, имеющих хоть какой-то шанс перерасти в вооруженное противостояние, в Швеции не брезгуют пополнять арсеналы и склады своих вооруженных сил за счет покупки оружия, обмундирования и техники у тех же Соединенных Штатов. Не говоря уже о том, что в случае необходимости альянсу предоставляется право перебрасывать свой военный контингент на шведскую территорию.
И, тем не менее, при всем этом Стокгольм блюдет исключительно собственные интересы, нисколько не собираясь пускаться на риск ради эфемерной «коллективной безопасности». «Стабильность и безопасность», которыми в Швеции мотивируют свой отказ от членства в НАТО являются лишь красиво завуалированными предлогами для Запада. На самом деле Швеция всеми силами старается дистанцироваться от самых агрессивных проявлений политики альянса, которые могут негативным образом отразится на ней самой.
Автор: Александр Харалужный