Где начинается и где заканчивается Россия?

8 июня 2020

Где начинается и где заканчивается Россия?

Мы всё время удивляемся тому, как нас воспринимают за рубежом. Особенно, когда бредовые русофобские истерики закатывают в той же Литве. На самом деле вина лежит на нас. В широком смысле слова «нас». Ведь мы не сформулировали до сих пор национальную идеологию России, не подкрепили её законодательно и потому нам нечего разъяснять соседям или тем же янки. Мы и между собой не можем договориться, кто такие русские и что такое Русский Мир.

«Где я — там Россия» только звучит красиво, а де-факто и де-юре после развала СССР Ельцин и Ко бросили за пределами России десятки миллионов русских, законодательно сделав невозможным их массовый въезд и обустройство в России. Я знаю, чем это было вызвано, я дружу с человеком, который в те годы готовил законопроект в Думе, который был зарублен ради законодательного шлагбаума. Но речь о другом — о национальной идее.
https://g2.dcdn.lt//images/pix/880x550/HNAWD3IF9Y4/kremlius-rusija-72375594.jpg
Пока она не существует в виде законодательного акта и не прописана в Конституции, остается масса возможностей для спекуляций. В том числе, и наших противников. Оставив пустое мест вместо четко оформленных взглядов на Русь, мы даем в руки русофобов оружие, которым они с удовольствием размахивают, формируя под себя что прибалтийских лимитрофов, что жителей Украины, что республик Кавказа и Средней Азии.

Они пролазят всюду, куда мы по недомыслию не дотягиваемся и кому не можем внятно ответить на вопрос, какими мы видим Россию и отношения с соседями.

Ниже выдержки из того, как прибалты Лауринас Кащюнас и Шарунас Легатас отвечают за нас и вместо нас:

«Россия никогда точно не определяла, где начинаются и где заканчиваются ее границы. Исторически эта дилемма разжигала конфликты с соседними народами, для которых дилемма российского «определения границ» всегда значила одно и то же – российский империализм, не признающий права соседних народов на государственность.

С 1832 г. официальной идеологией Царской России стала концепция, предложенная царю Николаю I графом Сергеем Уваровым, которую в сжатом виде могут охарактеризовать три важнейших аспекта – «православие, автократия, национализм», после революции 1917 г. ее сменил марксизм-ленинизм.

Когда у власти закрепился В.Путин … в доктрине внешней политики выявились черты концепции славянофилов и евроазиатства. Самым известным идеологом славянофильства последних десятилетий считается известный российский новеллист, историк и лауреат Нобелевской премии, активно критиковавший советский режим Александр Солженицын. Солженицын вернул в постсоветскую Россию значимость идеологии славянофилов. Он критиковал новый класс олигархов, оппонировал ностальгии по советскому времени, высказывался за современный патриотизм, призывал заботиться о национальном характере Православной Церкви и его развитии, призывал власть отказаться от амбиций, связанных не со славянскими постсоветскими странами, но вместе с тем, высказывался за создании Российско-Украинско-Белорусской Федерации, за что его связывали с имперским мышлением.

Между тем представители евроазиатства лелеяли имперский национализм или супернационализм, осознавая, что к российскому народу должны принадлежать не только этнические русские, но и жители всех этнических групп империи. Представители евроазиатства, осознававшие русский народ в широком смысле, хотели ускорить интеграцию народов империи, а этнические, религиозные и другие культурные различия, мешающие формированию имперского самосознания, сделать незначимыми.

Поэтому представителей евроазиатства в дискурсе сегодняшней России можно считать родоначальниками очень значимого политического (россияне) и культурно-этнического (русские) различия в самосознании. Основная ось дебатов между представителями евроазиатства, славянофилов и сторонниками политической (россияне) и культурно-этнического (русские) самосознания – спор о том, чем является Россия — национальным государством или цивилизацией. Иными словами, процесс развития русского самосознания постоянно балансировал между двумя альтернативами – моделями этнического или супернационального общества.

После развала СССР официальной опорой российской внешней политики стала концепция «соотечественников», которая по сути соответствует идеологии славянофилов. Несмотря на то, что эта категория была утверждена уже в 1992 г., первой реальной попыткой России «защитить» своих «соотечественников» стала российская военная интервенция в Грузии в 2008 г. Однако тот факт, что этнические русские составляли всего 2% жителей Южной Осетии и Абхазии, свидетельствовал, что концепция защиты «соотечественников» вряд ли могла оправдать эту военную интервенцию.

Появилась потребность в новых схемах самосознания, которые сочетали бы в себе больше чем только категории этнического русского или гражданина. Современная российская государственная идеология – «русский мир» Такие возможности дала идея «Русского мира», поскольку она охватывает не только тех людей, которые чувствуют культурную или языковую общность, но и людей с одинаковым мировоззрением или общностью исторической судьбы (к примеру, интерпретация последствий Второй мировой войны).

Формулу «Русского мира» можно охарактеризовать так: «кто говорит в быту на русском языке или мыслит русскими концепциями, тот готов действовать, как Россия». Впервые официально В.Путин использовал понятие «русского мира» на Всемирном конгрессе соотечественников, живущих за рубежом, в 2001 г.: «Понятие «русский мир» характеризует намного больше, чем географические границы России и даже больше, чем границы российской диаспоры». Концепцию «Русского мира» можно оценить и как «бренд» государства, укрепляющий голос России на международной арене, и как как определенное выражение философско-религиозного мессианства, т.е. попытку сделать российские ценности и мировоззрение «универсальными».

Особое внимание своей мягкой силе, своему «бренду» и идеям во внешней политике Россия стала уделять только после «оранжевой» революции 2004 г. в Украине, которая стала символом провала России в трансформационных процессах на постсоветском пространстве. Произошел перелом, после которого Россия стала инвестировать в укрепление своей мягкой силы – расширять влияние не только через давление или насильно, но примерами и идеями. В 2008 г. в заявлениях российских чиновников высшего эшелона появляется понятие цивилизационного самосознания, усиливается риторика, ориентированная на то, что Россия — это больше цивилизация, чем нация, поэтому она должна идти своим путем, вымощенным русскими традициями развития.

В тот же самый год концепция «Русского мира» утверждается в документах внешней политики России. В 2008 г. в концепции внешней политики России акцентируют, что «глобальные состязания требуют и цивилизационной мерки, которая предусматривает конкуренцию между разными ценностными системами, моделями развития и экономики». По словам Алексея Полегкого, идеологическая концепция «Русского мира» опирается на три важных опоры: расширение русского языка, православие и общую историческую память.

В последнее время Российская православная церковь активно включилась в дискуссии о России как самобытной цивилизации и выдвинула идею «Святой Руси», которая объединит Россию, Украину, Беларусь и Молдову. В соответствии с этой идеей будет интегрировано все православное культурное и политическое пространство и утвержден общий взгляд на различные социальные и культурные процессы. В современной России православие создает альтернативу идеям западной демократии. Между тем нарратив «победителей» во Второй мировой войне в России является осью доминирующего исторического рассказа.

Этой опоре характерна крепкая линия единой исторической судьбы славянских народов (или «народов-победителей»). Важно подчеркнуть и то, что эту линию признают и в Западной Европе, а это позволяет пропихивать в подзаголовки и балтийские народы, которые одинаково отрицательно оценивают как коммунистический, так и нацистский режимы, исторические рассказы, противоречащие нарративу «победителей».

Эти опоры делают концепцию «Русского мира» гибкой, приспосабливающейся к обстоятельствам и поэтому она более емкая нежели категория «соотечественников» или другая культурно-языковая категория. В поле действия этой концепции могут попасть не только этнические русские, живущие в соседних странах, но и необязательно русскоязычные общественные группы, историческая память которых соответствует историческому рассказу «победителей» во ВМВ, и те слои жителей, для которых более приемлемо отношение Российской православной церкви к социальным и культурным процессам в Европе, нежели либеральные идеи Запада.

Такая идеологическая многогранность «Русского мира» на пользу российской геополитике. Еще один перелом в процессах формирования самосознания в России произошел после аннексии Крыма, когда пресс-секретарь В.Путина Дмитрий Песков, комментируя аннексию Крыма, заявил, что В.Путин — гарант безопасности не только России и ее соотечественников, но и всего «Русского мира». Так Россия из национального государства стала государством-цивилизацией.

Параллельно расширилось и пространство ее геополитических интересов. Очевидно, что концепция «Русского мира» не ограничивается целью собрать под своим зонтиком русскую диаспору. Основной отличительной чертой гражданина «Русского мира» становится враждебность к Западу и возникающее из этого стремление отделиться от него. При этом от понятия русскости отделяется такие характеристики, как этническая принадлежность и культурное самосознание, эта концепция ориентируется на более просто социальным образом конструируемые элементы самосознания человека, например, такие как историческая память, политические взгляды и ценностная ориентация.

Геополитически идея «Русского мира» связана с дискредитацией и ослаблением западных евроатлантических структур, созданием альтернативы. Цель Кремля в Литве и других странах Балтии – идеологически отпугнуть общества этих стран от евроатлантического интеграционного пространства, укрепить нарратив стран Балтии как «ненастоящего Запада» и «ненастоящей Европы», заострять социальные проблемы и так повышать недоверие общества к государству, разрушать связи между обществом и государством, поощрять протестные направления, равнодушие к вопросам дальнейшего развития государства.

Все это поддерживает образ стран Балтии как «временных» политических образований. При доминировании такого тождества России и осознания окружающего мира любая попытка Литвы делать уступки в одностороннем порядке или как-то иным образом угодить будет расцениваться как признак слабости. В поисках модели сосуществования с Россией нужно ясно осознавать, что односторонние действия Литвы ничего не дадут, поскольку в данном случае самое главное — не действия России, а то, как нас видит и осознает Кремль».

Как видим, прибалты весьма искусны и с удовольствием вместо нас и за нас объясняют всем и каждому, какие плохие русские, Русский Мир, Россия и русская национальная идея. Свято место пусто не бывает и нам пора давно уже предлагать миру свой аналог » Pax Americana».

https://ru.delfi.lt/opinions/comments/gde-nachinaetsya-i-gde-zakanchivaetsya-rossiya.d?id=72778104