Тем, у кого мышление клиповое, настоятельно НЕ рекомендуется читать этот блог. Автор старается аргументировать свои выводы, призывая читателей думать. За лозунгами, за поиском виноватых — это не сюда.
Виноватые есть — но нам предстоит снять столько слоёв фальши (в том числе и с самих себя), что докопавшиеся до глубин могут быть изрядно разочарованы результатом.
Впрочем, это лирика. А пока — ВОЙНА.
Да, война идёт — и уже давно. Конечно, передел мира не прекращается никогда, но вот уже пятый месяц мы наблюдаем её активную фазу. Некоторые аспекты мне придётся повторить (раскрываю их в разных ракурсах почти в каждой статье), но проникнуться этим НЕОБХОДИМО — иначе вы рискуете просто не пережить ближайшие годы.
Во-первых, в отличие от прошлых обострений, активная фаза уже не закончится. Для ныне живущих — никогда. То переформатирование устоев, которое мы УЖЕ наблюдаем, займёт годы; а события, что произойдут за это время, растянут процесс на десятилетия. То бытовое спокойствие, о котором большинство брюзжало, что всё плохо, отныне будет восприниматься как «благодатное время» какого-нибудь Ющенко на современной Украине.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь)). А прошлый мир потерян нами безвозвратно.
И чем раньше вы примете неизбежность — тем лучше для вас. С восприятием же реальности у человека всегда были сложности)).https://cont.ws/@sahalara/1606… здесь про неизбежные стадии осознания того, что принимать очень не хочется. Некоторые не проходят их никогда — жизнь таких просто перемалывает. Если ты не можешь изменить свою внутреннюю программу — нужно хотя бы знать о её наличии и возможное разумно корректировать…
Во-вторых, как и прогнозировал, совсем скоро должно наступить некоторое облегчение. К сожалению, оно не будет долгим. Передышки бывают даже на передовой, и вполне длительные передышки. Их надо использовать, из них нужно черпать позитив, но устраивать пикничок прямо на бруствере контрпродуктивно. Пока что сроки ожидаемой передышки корректировать нет нужды (хотя это не исключается, ситуация пластична). Пресс спадёт на три, может быть, четыре месяца. Уже в начале осени будет обвальное УХУДШЕНИЕ. Кто не прочувствовал в школе басни Крылова — у того ещё будет время «поплясать».
В-третьих. Кризис (а вернее, агония) глобалистской цивилизации имеет планетарный масштаб, и избежать его удара в принципе невозможно. Но, как и полагается для такого рода «цунами», бьют они очень неравномерно. Шоу осенью — будет, зрелища окажутся обеспечены. Со второй составляющей, хлебом — всё сложнее. Но, судя по тому, как готовится к событиям Россия (а она именно ГОТОВИТСЯ — ведь пока мы наблюдаем только предгрозовые раскаты, пристрелку, самого «фарша» нет); так вот, исходя из действий нашей власти можно надеяться на относительно мягкое вхождение в этот штопор. У нас есть и резервы, и подушка безопасности, и понимание ситуации — и многое другое. Насколько грамотно удастся всё это использовать, насколько мы сумеем этот высший пилотаж пройти — большой вопрос. Напоминаю, что автор оптимист.
В-четвёртых — причины всего происходящего много глубже, чем освещают СМИ. Обычно они путают причину и повод. Но — об этом в прошлых статьях автора; сегодня мы сосредоточимся на тактике.
Итак, ВОЙНА.
Почему это именно война, а не противостояние, писал здесь https://cont.ws/@sahalara/1620…
(хотя не только здесь))).
Немножко динамики.
Военные действия меняются, и все это знают. Их характер ВСЕГДА определяется экономикой государств (или иных противостоящих структур), и качеством вооружений. Психологический удар — это оружие не хуже миномёта. Военный клич индейцев, от которого «кровь стынет в жилах», психические атаки белогвардейцев, агитаторы и лозунги большевиков разлагающие армии, завывающие стабилизаторы бомб второй мировой, громкоговорители на передовой, листовки, радио «Свобода» — эту данность использовали ВСЕ и ВСЕГДА. Ровно по тем возможностям, которые имелись.
Иногда это приобретало своеобразные формы. К примеру, спартанцы никогда не преследовали бегущих от них афинян, коринфян или фиванцев. Никого и никогда, а воевали они очень хорошо — и очень часто. Соответственно, воины всех противостоящих полисов прекрасно понимали, что наилучший способ выжить в схватке — это драпануть. В спину спартанцы колоть не будут. В тактике это давало проигрыш (враг не добивался), зато как стратегия работало замечательно.
В современном бою результат, конечно, иной. Если войска побежали — атакующие их уничтожают.
«Рыцарские» правила ведения войн прошлого обуславливались не столько кодексом чести (в эти же времена те же самые монархи травили друг друга ядами при малейшей возможности); а, скорее, безразличием населения. Деревни и города представляли собой полноценную добычу. Холопам было абсолютно всё равно, кто ими правит. Имело значение только количество рыцарских морд, которые придётся содержать. Если уж слишком много — появлялись «Робин гуды», а пока всю кровь не пили — хоть король, хоть герцог, хоть папа Римский… Соответственно, мирное население и не трогали. Примерно по тем же причинам, по которым не трогали дойных коров.
С появлением наций — а ещё триста лет назад такого аспекта не существовало в принципе; изменилось и качество «прошивки» населения. Национальная власть становилась «своей», войны приобретали всё более ожесточённый характер. Кстати, у войн вообще нет цели перебить вооружённую силу противника (это лишь способ). Цель — всегда — добиться выполнения поставленных задач. Отжать рудники, захватить проливы, прорубить выход к морю — и так далее. Иногда — ликвидировать противостоящую династию. Раньше в этом списке «ништяков» была и территория. Сегодня с ней, зачастую, больше хлопот, чем отдачи.
Итак.
Когда-то атаковали колоннами, в пешем строю. Или кавалерией.
С появлением нарезного оружия колонны рассыпались в цепи. С его улучшением эти цепи сменили яркий, предупреждающий окрас на маскировочные костюмы. С появлением автоматического оружия исчезла конница. Во вторую мировую полноценно отработали танки; затем появились вертолёты — при этом, параллельно, совершенствовалось и моральное давление на структуры противника (не только на его армию). Всё и всегда применялось одновременно, в комплексе, собственно боевые действия это просто наиболее эффективный способ добиться результата. По ситуации, так сказать.
С улучшением средств коммуникации, связи, проникновения интернета в каждую отдельную семью роль «морально-волевых» многократно возросла. Если силовая структура врага рассыпается изначально, не важно, что там у него было на вооружении, как оно стреляло, и даже степень подготовки его войск. Англосаксы великолепно отточили этот отравленный клинок — вогнав его «под лопатку» Германии, России, Турции и Австро-Венгрии ещё в Первую мировую.
Сегодня к этому арсеналу можно смело добавлять ЭМИ, боевые вирусы, оранжевые «революции» — и прочую гибридную хрень.
Выход в собственно военное противостояние так же устарел, как атака пехотным каре. Технически, пожалуй, возможен — но чудовищно дорог и малоэффективен.
Так что ИДЁТ ИМЕННО ВОЙНА, современная война, в тех ракурсах, которые сменили устаревшие танковые атаки. Из этого, кстати, не следует, что танки не отработают свою нишу воздействия. Но по тому, что УЖЕ применяется в противостоянии, какие международные институты улетели псу ректально, можно смело констатировать, что это активная фаза, что большинство закулисных договорённостей безвозвратно кануло в лету.
А на войне, господа, ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Из хорошего — фронт на этой войне маловероятен; зато и тыла не существует. Война идёт. И это война на уничтожение культур. Война производства, информации, спецслужб и, к сожалению, вирусов. Кистень в виде ядерного оружия может только поставить всеобщую точку.
Пиетета к мирному населению — если оно не позволит себя выдаивать — в ней также не предвидится.
Война — это априори действия ВНЕ правового поля — будь это война кланов, мафии, корпораций или стран.
Это я к тому, что ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ экономику центры нынче многократно сильнее стабилизирующих её движений «на местах».
Почему это агония а не кризис?
Потому что идёт тотальный слом прежних моделей производства — и способов обмена ресурсами. Грубо говоря, из автомобиля нужно построить вертолёт. Не остановив и не разобрав автомобиль вы этого не сделаете. Не факт, что это вообще получится)). Но — автомобиль «уже приехал».
И потому, что в новом технологическом укладе человечеству нет места.
Оно исчерпало себя, устарело, как гужевой транспорт.
Понятно, что множество людей прекрасно впишется в новую реальность. Миллионы специалистов будут востребованы. Просто задайте себе вопрос, вы лично к ним относитесь? Или нет? Честный вопрос, без истерик. Вы высококвалифицированный, незаменимый специалист, классный айтишник, матёрый станочник, механик, хирург, нефтяник, сталевар? Ваше предприятие способно конкурировать, его продукция будет востребована? Красава, вы в дамках. Вы — на своём месте, государство и в новой своей формации без вас не обойдётся.
Вы — дизайнер, офисный хомячок, работник свободной кассы, мелкий чиновник, работаете в сфере услуг? У вас проблемы. Кто-то сумеет их решить, вписавшись в новые, жёсткие лекала (таких рабочих мест будет меньше, зарплата «официантов» станет ниже, и это отныне постоянный тренд), кто-то не сумеет, выплеснувшись на общий рынок труда — ещё более снижая среднюю зарплату готовностью работать подешевле.
Это — в самом ласковом сценарии, если государство не хрустнуло, если его структуры вообще не пошли в разнос (что вполне возможно, хотя в случае именно России маловероятно).
Карточную систему 90-х помните? Кофе и грейпфруты любите? Дефицит позиций обеспечен, кофе в России не растёт…
И если бы только грейпфруты…
Война есть война.
Впрочем, жизнь продолжается; и даже, в какой-то степени, раскрывает новые смыслы.
Жизнь в мегаполисах отныне — и навсегда — обретает новое КАЧЕСТВО.
Во-первых, контроль. В этом есть и плюсы, и минусы. Минусов, с моей точки зрения, больше, но я субъективен.
Во-вторых — «доить» будут жёстче. Иначе говоря, работать придётся больше; а кормить будут хуже. Позитива и стабильности это не добавит, но иных вариантов у государства просто нет.
В-третьих, дополнительные риски. Не то, чтобы они были фатальны — просто прежде их почти не было.
Прежде всего, это риск глобального конфликта. Того, к которому под прикрытием коронавируса готовится Россия. Это может быть боевой вирус, или иное применение оружия массового поражения или хотя бы ЭМИ (мало тоже не покажется) — всё это бьёт, прежде всего, по плотным скоплениям людей. Остальным тоже будет несладко; но разницу понимает каждый.
Кроме того, риски терактов — или работающих под видом терактов вражеских спецслужб. В условном Моршанске теракт проводить не будут. Резонанс не тот. Да и бабушки вычислят мериканского шпиёна по парашюту и цвету кожи, а мужички выпотрошат бедолагу до приезда национальной гвардии)).
И, наконец, риски социальной дестабилизации. Даже временная утрата контроля со стороны городских властей (как бы вы сегодня их не хаяли) обернётся, конечно, большей свободой — но это не та свобода, которая понравится обывателю…
Прежние преимущества больших городов (лучшее снабжение, лучшая инфраструктура, лучшая социалка, лучшие зарплаты, лучшее культурное насыщение, лучшая информационная подпитка — когда-то в деревнях не то, что интернета, и света иногда не было — почти растаяли. У нас здесь, к примеру, оптоволокно.
Негатив же мегаполисов только усилился. Это преступность (детей в школу провожаете? Правильно); отсутствие элементарных удобств — да, да, именно удобств — в деревне на современных технологиях душ сделать не проблема, а попробуйте в городе нормальную питьевую воду раздобыть; я уже не говорю про электромагнитный фон, постоянный шум, вонь, социальное напряжение и экологию. Про питание и наркоту, на которую вместе с «хорошим образованием» подсаживают ребятишек… Вы когда в последний раз качественное мясо ели? Нормальные яйца? Хлеб кушали из печи? Зато всё красиво упаковано, ага… Очередь в кассу отстоял — порциюпайку чего-то скушал… В пробках не надоело стоять? С парковками мучиться? В транспорте терять по полтора часа в день ежедневно? Это — ваша жизнь…
Минусы только усугубились.
Из плюсов же мегаполисов прошлого, объективно, остались только более высокие зарплаты — и более высокие расходы (но зарплаты — это ненадолго), лучшая медицина (это останется, правда, придётся вакцинки проколоть))), театрымузеи (что не мало. Кстати, часто посещаете? Пару раз в год? Ну, эдак-то и отсюда вполне получается), и лучшая инфраструктура (это остаётся без изменений). И ещё, к вопросу о хорошей медицине. Если не жрать кондитерку из магазинов — не пить и не курить всякую дрянь — иммунитет в деревне действительно восстанавливается. Лично я не болею гриппом уже лет пятнадцать, как только покинул мегаполис. Это не отрицание медицины в принципе, она, конечно, очень нужна — но, как и с театрами, в крайнем случае присутствует в областных центрах…
Земля в России почти брошена. А земля — это базис, это — средство производства, она по прежнему родит и ждёт хозяина. За неё воевали наши предки, она в реале очень дорого стоит.
Продолжение в следующем посте …