Наличие превосходной армии не имеет особого значения, если её невозможно заставить перемещаться. В настоящее время инфраструктура Восточной Европы совершенно не готова к войне с РФ, пишет американское издание Politico, на фоне недавнего запрета Евросоюза на транспортное сообщение с Россией с 16 апреля. Конфликт между Москвой и Киевом привлек внимание к этой проблематике. В Евросоюзе уже озаботились возможностью быстрой переброски войск. Сейчас, чем дальше на восток ЕС, тем менее подготовленной для этого оказывается инфраструктура, которая попросту не выдерживает веса современных американских, британских и немецких танков. На этом на протяжении нескольких последних лет регулярно акцентирует внимание экс-командующий армией США в Европе генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес. Мы должны показать, что можем передвигаться так же быстро или быстрее, чем Российская Федерация в Сувалкском коридоре или в Румынии – считает Ходжес. Поэтому нужно надлежащим образом подготовить автомобильные и железные дороги, морские порты и аэропорты. Иначе войска не смогут оперативно передвигаться, чему многие годы не уделялось внимание. Ликвидация узких мест и укрепление путей и мостов, используемых как военными, так и гражданскими, имеет решающее значение для реализации программы обороны Европы.
Но, несмотря на это, ЕС не планирует никакого немедленного увеличения расходов на решение существующей проблемы. В прошлом году в ЕС был создан фонд Connecting Europe (CEF) – это механизм финансирования инфраструктурных проектов для обеспечения мобильность войск. Его объем составляет 1,7 млрд евро – это меньше чем предлагавшиеся 6,5 млрд евро, но больше, чем вообще ничего, за что выступали некоторые страны. Когда конфликт между Россией и Украиной считался в ЕС отдаленной и туманной перспективой – экономия была хоть как-то обоснована. 7 апреля дипломаты ЕС договорились с Еврокомиссией, что из бюджета CEF в 2022 году будет потрачено 340 млн евро на небольшие проекты. Эти деньги будут инвестированы в усовершенствование железнодорожных линий из портового Антверпена (Бельгия) в Германию, чтобы на восток могли двигаться более длинные эшелоны (составы), модернизацию двух аэропортов в Польше и расширение системы транспортного сообщения с военной базой Тапа в Эстонии. Критики заявляют, что этих денег категорически недостаточно для подготовки ЕС к угрозе и требуют увеличения расходов. Это смешные деньги. Это практически ничего – сказал евродепутат из Румынии Мариан-Жан Маринеску. Маринеску настаивает, что ЕС нужно выделить на инфраструктуру больше денег, а не ждать следующего семилетнего бюджета. В процессе дебатов в комитете Европарламента по транспорту на прошлой неделе, он предложил воспользоваться частью денег, предусмотренных Комплексным планом восстановления европейской экономики после пандемии, которым зарезервировано, но еще не выделено 232 млрд евро. После этого 60 евродепутатов направили письма лидерам ЕС, чтобы привлечь их внимание к безотлагательной необходимости активизации программы обеспечения военной мобильности, подытожило СМИ.