Россия может оставить турецкие БПЛА без двигателей

19 июня 2022

Россия может оставить турецкие БПЛА без двигателей

Россия может оставить турецкие БПЛА без двигателей

Несколько дней назад в прессу попали фотографии перспективного турецкого ударного БПЛА Bayraktar Kizilelma, на который в Анкаре явно возлагают большие надежды. Тактико-технические характеристики реактивного беспилотника впечатляют, и очень не хотелось бы, чтобы Kizilelma вслед за набившим оскомину Bayraktar TB2, которым вооружены ВСУ, не был впоследствии использован против ВС РФ. Некоторую пикантность этому вопросу придает то, что Россия сейчас в силах либо полностью «обнулить» этот проект, либо серьезно задержать его запуск. Палубный, реактивный, малозаметный Bayraktar Kizilelma является очередным детищем турецкой компании Baykar Makina, которая уже производит средневысотные БПЛА Bayraktar TB2 («знаменосец»), их палубную версию Bayraktar TB3, а также высотный дальние БПЛА Bayraktar Akinci («Знаменосный рейдер»). Реальные боевые действия в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе и Украине показали, что БПЛА не являются каким-то «вундерваффе», однако они значительно расширяют возможности по воздушной разведке, целеуказанию и корректировке огня. Хорошо, когда беспилотники есть, и плохо, когда их нет, воевать без них становится намного труднее. Kizilelma («красное яблоко») представляет собой реактивный палубный беспилотный летательный аппарат, который будет производиться в двух версиях – сверхзвуковой и дозвуковой.

По открытым данным, максимальная взлетная масса БПЛА составит 5,5-6 тонн, из них 1,5 тонны придется на полезную нагрузку. «Турок» сможет поднять в воздух до тонны боеприпасов, что очень серьезно, учитывая его высокую скорость полета и малозаметность, обусловленную особенностями конструкции. Изначально Bayraktar Kizilelma позиционируется именно как палубный БПЛА, который будет применяться на первом турецком универсальном десантном корабле TCG Anadolu (L-400). Взлетать он будет без использования катапульты, садиться на палубу УДК — при помощи улавливающей системы из тросов и крюков. Разработка Bayraktar Kizilelma и TB3 является во многом вынужденной мерой, поскольку Соединенные Штаты «кинули» Турцию с поставкой палубных истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Вероятно, «красное яблоко» и «знаменосец» также разместятся на будущем «систершипе» TCG Anadolu и на первом турецком полноценном авианосце, строительство которого анонсировал президент Эрдоган. В общем, планов в «султана» громадье, и они явно носят не мирный характер. Не появятся ли впоследствии Bayraktar Kizilelma на вооружении наших противников, и если да, то можно ли этому помешать? Украинская «дыра» При всей амбициозности данного проекта, его настоящей «ахиллесовой пятой» является критическая зависимость от использования советских технологий, доставшихся когда-то в наследство Незалежной. Так, например высотный Bayraktar Akinci оснащен украинским турбовинтовым двигателем АИ-450С производства предприятия «Ивченко-Прогресс». Bayraktar Kizilelma должен оснащаться на выбор двумя двигателями: украинским двигателем АИ 25ТЛТ, который сделает его дозвуковым, либо украинским двигателем АИ-322Ф, который обеспечит «турку» сверхзвуковую скорость. Из сказанного становится очевидно, что слабым местом перспективного проекта являются силовые установки, в производстве и поставке которых Анкара полностью зависит от Киева. И занимается ими предприятие «Ивченко-Прогресс», которое находится в городе Запорожье, в нескольких десятков километров от которого стоят российские войска и идут широкомасштабные боевые действия. Во власти Москвы сейчас, «откалибровать» авиастроительный завод вслед за «Мотор Сич», или нет. Какое же решение будет правильным? Ответ на вопрос будет зависеть от того, есть ли у Кремля какая-то вменяемая стратегия дальнейшего поведения по отношению к Украине. Станут ли ее «демилитаризировать» дальше, что предполагает нежелание принимать в состав Российской Федерации и развивать в составе единого экономического комплекса, или, напротив, примут в «родную гавань» Запорожскую область и другие регионы Юго-Востока, взаимно усилив друг друга. Если «Мотор Сич», «Ивченко-Прогресс», «Зоря-Машпроект», «Южмаш» и другие бывшие советские предприятия нам даром не нужны вместе с территориями, на которых они находятся, тогда, несомненно, их надо уничтожить, чтобы они и их продукция не досталась никому. Тогда пусть, в частности, турки сами выкручиваются со своими Bayraktar Kizilelma и Bayraktar Akinci, благо, определенные наработки у них уже есть, да и при желании можно что-то найти приемлемое по ТТХ на мировом рынке. Если же Запорожье, Николаев, Днепропетровск и другие научно-производственные центры не помешают самой России в условиях западных санкций и технологической изоляции, то «Ивченко-Прогресс» вместе с «Мотор Сич» (то, что от них останется) могут поработать и на отечественный ВПК. Например, российскому военно-морскому флоту бы пригодились палубные беспилотники типа Bayraktar TB3 и Kizilelma для обоих наших перспективных УДК проекта 23900, а также для ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Украинские двигатели смогут пойти на отечественные аналоги турецких ударных БПЛА, загрузив заказами предприятие. Нужно ли продолжать поставлять силовые установки Анкаре – это отдельный интересный вопрос. Двигатели эти не новые, и ничего особо секретного в них нет. Можно даже продолжить их поставлять в Турцию, но с оговоркой в лицензии, в какие страны с запорожскими силовыми установками их можно будет экспортировать, в какие нет. Заказы лишними для предприятия точно не будут. Но можно и «навредничать», «откалибровав» пока еще украинские авиастроительные заводы.